Четверг
02.05.2024
12:38
Наш опрос
Как вы проводите свое свободное время?
Всего ответов: 534
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Поиск
Календарь
«  Май 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031
Погода
GISMETEO: Погода по г.Столин
Архив записей
Ucoz
Объявления

STOLIN.UCOZ.RU

Главная » Архив материалов

Редкие примеры нерегулярного письменного применения местных говоров отмечены в Полесье уже в XVI и XVII вв. В XIX в. по-полесски пишет стихи Франц Савыч, позднее Мыкола Янчук. В 1907 г. в Пинске был издан первый печатный полесский букварь («Rusinski lemantar») латинским шрифтом.

Формирование непосредственно полесского литературного языка началось в 1988 году благодаря усилиям филолога и поэта Николая Шеляговича (Мыкола Шыляговыч). Тогда было создано общественно-культурное объединение «Полiсьсе» и началась разработка письменной нормы особого полесского, или ятвяжского, языка. В 1990 году прошла учредительная конференция, на которой обсуждались различные этнографические и лингвистические проблемы Полесья и, в частности, создание письменного полесского языка [2].

Считается, что опорными говорами полесского письменного языка являются южноивановские говоры, распространённые на юге Ивановского и на юго-западе Пинского районов Брестской области. Они принадлежат к южнозагародской группе, входящей вместе с говорами запада украинского Полесья и северной Волыни в волынско-западнополесскую группу северного наречия украинского языка. В целом все полесские говоры на территории Белоруссии испытали определенное влияние белорусского языка. В этом ареале сложилось как раз одно из торговых койне вдоль дороги Иваново — Любяшов — Ковель. По диалектной основе этот язык называют также полесской письменностью на южноивановской основе [3], подразумевая, что возможны и другие варианты.

Как считают создатели полесского языка, «всека мова е ны но за сридка контахтовання мыз людьмы, алы вона е j за нутро, стрыжня, а дэ в чому и форму культуры jитвjежого (этнополiського) этносу». (Примерный перевод: «всякий язык — это не только средство общения между людьми, но и нутро, стержень, а в чем-то и форма культуры ятвяжского (этнополесского) этноса»). Поэтому при наличии нескольких синонимов в качестве главного слова бралось то, которое отсутствует в соседних языках [4].
Полесский алфавит

Алфавит был предложен на конференции в 1990 г. (до этого язык был бесписьменным, отдельные тексты записывались в белорусской или украинской орфографии, в зависимости от предпочтений авторов). В качестве основы была взята кириллица как наиболее привычная, по мнению создателей, для полесских людей. Хотя первый полесский букварь был напечатан в 1907 году на основе латиницы. Что же касается конкретного варианта кириллицы, был выбран, как считают создатели, «компромиссный вариант: чтобы и привычно было, и чтоб полесский алфавит имел свою специфику, свой вид».

Поэтому буква «й» была заменена на «j», которая используется и для обозначения мягкости согласных перед «е». Буква «и» обозначает, во-первых, звук средний между «i» и «ы», смягчающий предыдущие согласные и встречающийся, например, в суффиксе «-ськиj»; а, во-вторых, рефлексы исторического «о», удлинившегося в новых закрытых слогах и имею ... Читать дальше »
Просмотров: 1721 | Добавил: legionnair | Дата: 30.10.2010 | Комментарии (0)

Просмотров: 957 | Добавил: stolin | Дата: 23.10.2010 | Комментарии (2)

Вероятно, издавна существовала малая волость в низовьях Горыни. Здесь скрещивались торговые пути, которые проходили по Припяти, Горыни и Случи Северной. Видимо, этот регион включили в состав своего княжества туровские князья еще в докиевские времена. Центр этого микрорегиона – Давид-Городок. В летописи сведения о нем отсутствуют. Но согласно археологическим данным, этот населенный пункт возник в начале ХІІ или даже в конце ХІ вв. Со времени возникновения – это древнерусский город. С тех времен и до наших дней он является городом, исключая тот период, когда официально считался местечком или поселком городского типа.


Окончательно не выяснено, кто основал Давид-Городок. Обычно отдается предпочтение Давиду Игоревичу, внуку Ярослава Мудрого. Давид Игоревич в 1100 г. получил волость Погорину. Его официальной резиденцией являлся город Дорогобуж недалеко от нынешнего Ровно (Украина). Владел ли Давид Игоревич всем Погорыньем? Хотя в летописи об этом ничего не говорится, это представляется весьма вероятным. Погорина в узком смысле – это область в верхнем течении Горыни. Но в ее состав временами входило среднее Погорынье (районы Степани, Дубровицы, Столина) и нижнее Погорынье (район Давид-Городка). Не исключено, что князь Давид не основал, а только расширил населенный пункт. Согласно В.Н. Татищеву, Давид Игоревич в 1078–1081 гг. был князем в Турове (а значит владел низовьями Горыни). Известный русский историк В.Н.Татищев использовал материалы летописей, которые до нас не дошли. Поэтому его сведения во многих отношениях уникальны. Существуют и другие версии относительно возникновения Давид-Городка.
В пользу того, что Давид-Городок основал какой-то южный князь, свидетельствуют особенности традиционного народного говора этого города, на что обратил внимание известный польский ученый, исследователь говоров Полесья – Лешек Оссовский . В давид-городокском говоре отражено наслоение «южных» особенностей на «северные». Так, если в соседних деревнях, расположенных вблизи Давид-Городка, скажут дзень, дзерэво, до цебе, до цебэ, то в речи старожилов Давид-Городка приведенным словоформам будут соответствовать: дзэнь, дзэрэво, до цэбэ.
Существовало ли в домонгольские или долитовские времена княжество с центром в Давид-Городке? Летописи такого княжества не называют. Низовья Горыни входили в состав Туровского княжества и после того, когда от него отделились княжества Пинское и Дубровицкое. Но иногда в летописи употребляется выражение «туровские князья». Скорее всего не все они сидели в Турове. Некоторые могли сидеть и в других крупных населенных пунктах Туровской земли. А самым крупным населенным пунктом в княжестве после Турова был Давид-Городок.
Существует мнен ... Читать дальше »
Просмотров: 3187 | Добавил: legionnair | Дата: 22.10.2010 | Комментарии (10)

1) В 1579 г. Городная получила магдебургское право, которое было подтверждено в 1670, затем в 1753 гг. Магдебургское право являлось юридическим закреплением успехов горожан в борьбе за самостоятельность. Оно давало права городу на самоуправление. Отметим, что в ХІV–ХVІ вв. в Белорусии получили магдебургское право 29 городов, в том числе на территории Брестской области – 8. Городная получила магдебургское право четвертым по счету городом на Брестщине (после Берестья – 1390 г., Высокого – 1494 г., Каменца -- 1518 г.). Из этого вытекает, что Городная к тому времени имела богатые городские традиции, поскольку на пустом месте ничего возникнуть не может.

2) В Городой сохранился архаический говор, многие черты которого были типичными для книжного древнерусского языка времен Киевской Руси: "полумягкое” произношение согласных перед гласными, которые образовались из древних *е(э), *и, сохранение древнего гласного ± (ять) и др. Особенно примечательна первая черта. "Полумягкие” согласные – это фактически твердые согласные, но невеляризованные. Они были характерны для праславянского и книжного древнерусского языков. Впоследствии в большинстве славянских говоров они приобрели или полную мягкость, или веляризацию. Сохранение такой древней черты нельзя считать всего лишь глухостью региона. Он не такой уж глухой, поскольку здесь проходил старинный путь из Пинска к Горыни в районе Столина и далее вдоль Горыни на Волынь. Сохранение языковой архаики в значительной степени связано с гордостью жителей Городной за свое прошлое и за принадлежность к мещанскому сословию.
3) Городная до средины ХХ в. являлась крупным ремесленническим центром, который обеспечивал гончарной посудой значительную часть Полесья и Понёманья.
4) Довольно раннее первое упоминание о Городной в письменных источниках эпохи Великого княжества Литовского – 1448 г.

5) В 2 км. на северо-восток от села (местечка), в урочище Замковиско (местн. Зáмковыско, Зáмковышчэ) находится городище, которое датируется временем от VI до XIII вв. Находится оно на мысоподобном конце песчаной гряды. Площадка городища с напольной стороны укреплена двумя дугообразными земляными валами на расстоянии приблизительно в 30 м. один от другого.

6) Городная, возможно, имеет отношение к Городенскому княжеству; об этом см. ниже. 

Мы не можем категорически утверждать, что Городная заменила на некоторое время Хотомель, как центр среднего Погорынья, но учитывая сказанное выше, не можем этого и отрицать.

Возможно, на некоторое время центр "княжения” переместился в ра ... Читать дальше »

Просмотров: 1466 | Добавил: legionnair | Дата: 22.10.2010 | Комментарии (0)

По мнению некоторых исследователей, крупным межплеменным центром и протогородом является городище Хотомель в Столинском районе Брестской области (VІІ – VІІІ/Х вв.). Расположено оно к северо-востоку от города Столина, к востоку от реки Горынь. В.В.Седов, в частности, считает, что, кроме рядовых жителей, в Хотомеле жили воины, которые отправлялись отсюда в далёкие походы. Находки серебряных украшений свидетельствует о проживании здесь знати. 

Синхронных Хотомелю протогородов в восточнославянских землях немного: ранний Киев, Изборск на Псковщине, городище Пастырское на Черкасщине. Безусловно, первоначально Хотомель являлся центром только малого племени в среднем Погорыньи. Однако, видимо, со временем Хотомельское межплеменное объединение включило значительную часть территории современного Белорусского и Украинского Полесья. О возможности существования в бассейне Припяти и на сопредельных территориях крупного межплеменного объединения высказывают предположение археологи .

Ученые дискутируют относительно того, где находилось Дулебское племенное объединение: в Прикарпатье или на Полесье? Между тем не исключено, что мнения и тех и других имеют под собой основание. Центром крупного межплеменного объединения в Прикарпатье, Поднестровье и Западном Полесье являлось городище Зимно. Оно было разрушено аварами в VII в. и перестало существовать. Именно в это время началось возвышение Хотомеля. Не произошло ли тогда перемещение какой-то части племенной элиты с дружиной, ремесленниками и другими жителями из Зимно в Хотомель?

Расцвет Хотомельского городища приходится на период с конца VII по конец VIII вв. Позже Хотомель постепенно приходит в упадок. Очевидно, с Хотомельским межплеменным объединением (если такое существовало) произошло то же, что и с другими объединениями подобного типа (см. выше сведения Аль-Масуди о племени «валинана»), т.е. оно распалось. От Хотомельского межплеменного объединения отделились различные малые племена и протогосударственные образования. Хотомель, скорее всего, оставался только центром малого "княжения”, которое находилось в среднем течении реки Горынь. Затем Хотомель перестаёт быть княжеским центром. Став "периферией”, этот населенный пункт начинает терять своих жителей, которые покидают его и переселяются в другие места. В Х в. жители окончательно покинули это, ранее знаменитое, поселение. Нынешнее село Хотомель возникло рядом с городищем значительно позже.
Наследником малого Хотомельского княжества во времена Киевской Руси является волость и этнографический регион в пределах центрально-южной части нынешнего Столинского района и соседних территорий Ровенской области Украины (район Дубровицы, Степани). Это так называем ... Читать дальше »

Просмотров: 2572 | Добавил: legionnair | Дата: 22.10.2010 | Комментарии (0)


Адриана де Виарта,  прожил на Ольманских болотах 15 лет. В 1919-1924 гг. он возглавлял военную миссию в Варшаве. Адъютантом у него был Полесский Кароль Радзивилл. Когда срок службы закончился, он приехал в гости к другу на Столинщину. Король Радзивилл подарил Адриану де Виарту лесничевку в 30 км по от имения. Добраться туда можно было только на лодке. Урочище это называется до сих пор Простынь. 

Генерал-лейтенант Британской армии (1.11.1944) сэр Эйдриен Картон де Виарт (1880-1963). У него было бельгийско-ирландское происхождение, носил прозвище «Нельсон». Участник англо-бурской войны. Во время Первой мировой войны Картон был ранен в лицо при нападении на вражеский форт Shimber Berris в Сомали. В результате ранения потерял левый глаз. Позже уже во Франции, где он командовал последовательно тремя батальонами и бригадой, Картон был ранен 7 раз, а в 1915 году ему ампутировали левую руку. Картон де Виарт как глава британской военной миссии в Польше принял участие в конфликтах с большевистской Россией, Западно-Украинской Народной Республикой, с Литвой и Чехией (получил, кстати, от поляков имение в Припятьских болотах, где он провёл всё межвоенное время, страстно охотясь). В связи с надвигающейся войной, в 1939 году вновь призван на службу, возглавив британскую военную миссию в Польше. Покинул Польшу вместе с её правительством. В Британии на короткий срок (1939-1940) возглавил 61 дивизию. В апреле 1940 возглавил англо-французское соединение для захвата норвежского городка Namsos. Миссия провалилась и войска были вынуждены 5 мая 1940 года эвакуироваться. В Британии вновь возглавил 61 дивизию (1940-1941). 5 апреля 1941 года назначен главой британской военной миссии в Югославии. Однако по пути в Белград его самолёт был сбит на водами Средиземного моря, выплыл к ливийскому берегу и он попал в итальянский плен. Из плена бежал, прорыв туннель из тюрьмы в течении 7 месяцев. Однако вскоре был пойман и вышел из тюрьмы только после капитуляции Италии. Вскоре был вызван в Черчиллю и назаначен личным представителем премьер-министра в Китае при Чан Кай Ши. В 1946 году вышел в отставку. Автор мемуаров «Happy Odyssey» (1950). Оксфордский национальный биографический словарь описывал его так: «С его чёрной повязкой и пустым рукавом, Картон де Виарт был похож на изящного пирата и стал легендой».

Источник:reibert.info

Просмотров: 1623 | Добавил: legionnair | Дата: 22.10.2010 | Комментарии (2)

Століншчына на працягу стагоддзяў з’яўлялася рэгіёнам, дзе традыцыйна распаўсюджвалася хрысціянства ўсходняга абраду. Рэфармацыя ХVI стагоддзя нязначна закранула гэтыя землі, таму прадстаўнікоў пратэстанцкіх цэркваў сярод мясцовых людзей не было.

Пасля ўваходжання ў склад ІІ Рэчы Паспалітай на тэрыторыі Століншчыны актыўна сталі распаўсюджвацца розныя пратэстанцкія накірункі хрысціянства. Пратэстантызм адрозніваўся сваім распаўсюджваннем на Століншчыне тым, што большасць пратэстантаў на гэтай тэрыторыі першапачаткова былі праваслаўнымі. Тут узніклі такія цэрквы, як Евангельскія хрысціяне-баптысты, Евангельскія хрысціяне царквы Божай, Евангельскія хрысціяне-пяцідзесятнікі, Адвентысты сёмага дня.

Пратэстантызм прыйшоў на Століншчыну з тэрыторыі Заходняй Украіны. У час знаходжання часткі зямель Заходняй Украіны ў складзе Аўстра-Венгрыі тут з’явілася вялікая колькасць немцаў-каланістаў, якія прынеслі з сабою і распаўсюджвалі розныя пратэстанцкія накірункі хрысціянства. І ў хуткім часе на тэрыторыі Заходняй Украіны з’явілася вялікая колькасць пратэстанцкіх абшчын.

Пасля падпісання Рыжскага міру землі Заходняй Беларусі і Украіны знаходзіліся ў складзе Польшчы, і ў выніку міграцыйных працэсаў пратэстанты з’явіліся на тэрыторыі Столінскага павета. Гэта былі выхадцы з заходнеукраінскіх зямель, а таксама жыхары Століншчыны, якія ездзілі на заробкі на Украіну і прынялі там хрышчэнне.

Адной з першых на тэрыторыі павета ўзніклі абшчыны царквы Евангельскіх хрысціян-баптыстаў. Баптысты з’явіліся на тэрыторыі Столінскага павета ў 1922 годзе. Актыўным дзеячам баптыстаў быў Мікіта Вандзіч. Пад яго кіраўніцтвам былі закладзеныя першыя абшчыны баптыстаў у Столінскім павеце.

У 1922 годзе з’явіліся першыя абшчыны ў вёсках Манькавічы, Струга і Дубянец. Колькасць вернікаў у 1922 годзе ў Манькавічах была—39, Струзе — 14, Дубянцы — 6 чалавек.

Да канца 1920-х колькасць вернікаў у гэтых абшчынах павялічылася, з’явіліся новыя абшчыны.Так, ужо ў 1929 годзе ў Манькавічах пражывала 90 баптыстаў, у Струзе—57, Вікаравічах—19, Крушыне—12, Хотамелі—9, Варанях—14, Дубянцы—37, Магільным—4, Рублі—24. У 1924 годзе на тэрыторыі павета баптысты мелі два малітоўныя дамы: у Струзе і Манькавічах, а ў Дубянцы быў куплены дом, у якім вернікі збіраліся на малітву. У Варшаве на вул. Паўлоўскай, 34 знаходзілася цэнтральная сядзіба хрысціян-баптыстаў. У ... Читать дальше »
Просмотров: 1129 | Добавил: legionnair | Дата: 22.10.2010 | Комментарии (0)

Автор: Сергей ГУПАЛО

Как только началась Первая мировая война, Николай Гумилев сразу ищет возможность попасть на фронт. Главной преградой стало здоровье, поскольку ранее он был признан непригодным к военной службе из-за косоглазия. Но все же 30 июля 1914 года поэт получил медицинское свидетельство (по утверждению родных, дал взятку писарю), что не имеет физических недостатков, за исключением близорукости правого глаза, и потому пригоден к военной службе. Доброволец Николай Гумилев уже 5 августа надел военную форму. В тот же день он со своей женой Анной Ахматовой в Царском Селе встретил обмундированного Александра Блока, в адрес которого бросил: «Посылать такого воина на фронт — все равно что жарить соловьев».


Почему же Гумилев так рвался на войну? Спустя десятки лет его бывшая жена Анна Ахматова будет утверждать, что таким образом он бежал от несчастной любви и литературных неудач. Поэзия и любовь для Гумилева всегда были трагичными, только война была эпосом, Гомером.

Доброволец Гумилев проходит военную подготовку под Новгородом в лейб-гвардии ее величества императрицы Александры Федоровны полку. Элитарное подразделение находилось в запасе и долгое время в кровопролитных боях не участвовало. В начале 1915 года кавалеристы этого полка были расквартированы на территории Польши. Как-то за ночную разведку все 65 уланов получили Георгиевские кресты. К этой награде поэт отнесся скептически, поскольку легко ее заслужил. Настоящие военные испытания были впереди. На протяжении двух месяцев он тяжело болел, лечась в лазарете в Санкт-Петербурге. В свой полк поэт возвратился в мае 1915 года. 27 июня того же года кавалерийский полк прибыл во Владимир-Волынский. Волынская одиссея началась...

Спустя несколько дней кавалеристы перебазировались в село Менчичи. Позиция полка тянулась по реке Западный Буг, а штаб располагался в селе Заболотцы (ныне Иваничевского района). Эскадрон, в котором воевал поэт, держал оборону возле села Джарки, где и попал в огненное пекло. Кровопролитные бои 5—6 июля 1916 года навсегда впечатаются в память поэта как дни самого большого напряжения воли и огромного душевного подъема — осуществления давней мечты об «огнезарном» бое. Уланский полк входил в состав 4-го кавалерийского корпуса генерала Гилленшмидта, а корпус принадлежал 13-й армии генерала Горбовского Юго-Западного фронта.

Как свидетельствуют архивные данные, 28—29 июня уланы — боевые товарищи Николая Гумилева — находились в селе Селец. В течение следующих двух дней полк стоял в Менчичах, собирал разведданные на линии Мышев — Старогрудь, а с 4 июля перешел на позиции вблизи сел Литовеж — Заболотцы — Джарки.

6 июля поэт назовет самым знаменательным днем своей жизни. Противник тогда владел высотой 100,4. Накануне было дождливо, а когда вечером пришлось заменить в окопах однополчан, начался ливень. Спешившись в леску, кавалеристы шли «гуськом», держась за плечо друг д ... Читать дальше »

Просмотров: 1245 | Добавил: legionnair | Дата: 30.09.2010 | Комментарии (0)

«Дрыгва»… Какое все же меткое и сочное белорусское слово! Но для того, чтобы понять его истинное значение, нужно ступить на зыбкую болотную трясину Столинщины. Сейчас до деревни Ольманы на 300 дворов, за которой и начинаются знаменитые болота, ведет прекрасная асфальтированная дорога. Но еще лет двадцать назад здесь была такая распутица, что добираться до отдаленной деревни нужно было не меньше суток. На лодках.

Наверное, это и спасло бескрайнюю, местами непроходимую белорусскую «дрыгву» от мелиорации. Сейчас Ольманским болотам придали статус заказника республиканского значения, он занимает почти треть площади всего Столинского района.

Тем, кто отважится пуститься в поход по вязкой и неустойчивой «дрыгве», предоставляется бонус в виде бесчисленных легенд. Некоторые из них связаны с умирающей деревней Кошары, расположенной на маленькой, но коварной речушке Льва. Вода в реке чистая, но цвет – желто-коричневый из-за высокого содержания торфа. Во время страшных болотных пожаров эта местность сильно страдает – еще долго из болотных трясин будут торчать обгоревшие стволы деревьев.

Когда-то подступы к болоту окружала настоящая… пустыня. Белые песчаные дюны сохранились до сих пор, на них растут редкие чахлые деревца, а по низу тянется серый мох – непременный житель такой земли. Дальше мы попадаем на богатый зелеными оттенками минеральный остров. Такие «зоны благополучия» встречаются на болотах. Но большая часть территории – это бесконечные зеленые озера. Не зная, их можно принять за обыкновенный луг. Но делаешь шаг – и проваливаешься по самые плечи в кирпичного оттенка болотную воду.

Путешествовать по болотам лучше всего либо ранним утром, либо поздним вечером. Именно в это время можно услышать и увидеть птиц, проживающих здесь. Совы, филины и самая многочисленная популяция на территории Беларуси большого подорлика. Но даже если вы не орнитолог, просто походить по болотам тоже интересно.

С определенного места по острову можно двигаться только в резиновой обуви и только с проводником. Чаще всего провожатым является директор заказника Иван Яхновец. Почва становится все более вязкой, и совсем скоро мы идем по настоящей трясине. Произрастающие здесь травы так переплелись своими кореньями, что создали над водой прочный естественный настил толщиной в несколько десятков сантиметров. Ступив на него, мы становимся людьми, которые ходят по воде. Он в состоянии выдержать нескольких человек, но иногда «проламывается», и тогда нога моментально утопает в болоте. Страшно? Н ... Читать дальше »

Просмотров: 1245 | Добавил: legionnair | Дата: 30.09.2010 | Комментарии (0)

« 1 2 3 4 5 6 ... 25 26 »