Пятница
19.04.2024
08:12
Наш опрос
Как вы проводите свое свободное время?
Всего ответов: 534
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Поиск
Календарь
«  Апрель 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930
Погода
GISMETEO: Погода по г.Столин
Архив записей
Ucoz
Объявления

STOLIN.UCOZ.RU

Главная » Архив материалов

В прошлом году в Брюсселе был издан фотоальбом "Взгляд на Ольманы". Такой чести деревня на краю огромного ландшафтного заповедника "Ольманские болота" в Столинском районе была удостоена благодаря тому, что ее несколько лет подряд посещали представители Евросоюза. Они работали здесь в рамках международной программы, предусматривающей поиск методик выживания людей на загрязненных радиацией территориях. Издание стало частью официального отчета западноевропейских специалистов перед организаторами миссии. Честно говоря, взгляд гостей на жизнь отдаленной белорусской деревни удивляет. Прохудившиеся соломенные крыши, покосившиеся черные избы, изможденные лица стариков, вот что старался выхватить иноземный репортер из облика большого добротного села, населенного крепкими многодетными семьями, зарабатывающими упорным трудом на земле.


Удивляют такие штрихи к ольманскому портрету, написанному бельгийскими визитерами, как-то: жители столинских деревень будто бы до приезда иностранцев не знали, куда гнать на выпас коров, чтобы получать не зараженное радионуклидами молоко, не представляли, как пользоваться элементарными средствами радиационной защиты...

Конечно, Столинщина благодарна иностранцам за моральную поддержку и исследования, выразившиеся в статистических отчетах, картографических материалах, отражающих радиационную ситуацию вокруг конкретных деревень. Но, заметим, костяк прошлого просветительно-благотворительного десанта в Столинский район составили французские специалисты - представители страны, чья энергетика держится на 60 атомных электростанциях. Интерес к одному из самых густонаселенных районов, пораженных радиацией, проявляют англичане, немцы, скандинавы. Но французы уехали, а радиация осталась. Осталось и разочарование у местных жителей, втянутых в шумиху по поводу магических возможностей визитеров. А тем временем местные власти продолжают тянуть газопровод через Пинск к Столину, строить водозаборы в райцентре и самых крупных населенных пунктах, прокладывать новые дороги (после чернобыльской катастрофы в самую отдаленную деревню Ольманы уже пришел асфальт).

Но не во всем дела обстоят на Столинщине так, как хотелось бы. В медучреждениях не хватает специалистов, тревожной остается статистика заболеваний, связанных с последствиями чернобыльской аварии. Это наша общая беда, в борьбе с которой белорусская радиологическая наука приобрела бесценный и уникальный в мировом масштабе опыт, которому зарубежные спецы не стесняются учиться. Но вот попытки некоторых гостей нас только бесцеремонно поучать, право, выглядят неуклюже.

Автор публикации: Федор МУХА

Источник:«СБ-Беларусь Сегодня»

Просмотров: 1131 | Добавил: stolin | Дата: 23.09.2012 | Комментарии (0)


Просмотров: 681 | Добавил: stolin | Дата: 27.07.2012 | Комментарии (1)


Во глубине бескрайних Полесских болот, там, где не ступает нога человека, разлились, как огромные блюдца, два озера – Большое и Малое Засоминое. Их окружает не твердая почва, а зыбкое сцепление болотистых трав, по которому можно ходить только с проверенным проводником. 


В большом водоеме испокон веку водится всякая пресноводная живность, а другое – словно окутано невиданным облаком смерти. Ни рыба, ни птица отродясь здесь не водились. Ученые считают, что причиной всему отравляющие болотные газы, но молва, которая редко ошибается, ибо всегда руководствуется опытом, утверждает, что в этих потаенных краях водится настоящий белорусский дракон.

Отсюда и название протекающей рядом речки – Горынь. Поговаривают, что такое имя ей дали русские во время одного из военных походов (уж и не вспомнишь, какого), наслушавшись страхов о странном существе, которого так боятся местные жители. После того как в Ольманских болотах пропал подвыпивший офицер, а со стороны Радзивилловского болотного тракта слышались странные звуки, приезжие уверовали, что именно в этих местах водится самый настоящий русский Змей Горыныч. В его честь и была названа река – Горынь.

Хотя местный люд склонен считать, что Горынь происходит от «горя». На протяжении долгих-долгих веков эта на первый взгляд безобидная речка приносила местным городам и деревням много-много горя. Ее пойменные луга, которые радовали взгляд летом, по весне оборачивались бескрайними водами, населенные пункты затапливались так, что от дома к дому приходилось пробираться на лодках.

Но кто знает – действительно ли стихия и обильные снегопады зимой причина столь грандиозных паводков? Или все же по весне у болотного Дракона шалят нервишки и покалывает за ухом?

Маленький Давид-Городок от регулярных потопов спасает лишь то, что несколько десятилетий назад русло реки отвели в сторону, а город загородили дамбой. Но и сегодня в старом русле вода по весне поднимается примерно на метр, превращая берег в зыбкую вязкую болотистую жижу.

А соседнему Столину не всегда помогает даже дамба – несколько раз за десятилетие вода подступает к первым домам и затапливает парк. Не иначе, это случается в те периоды, когда Дракон особенно суров.

Как бы там ни было, но с местными жителями Дракон пытается ужиться, хотя иногда и допускает опасные шутки. Многие до сих пор помнят случай, когда женщина пошла в болота за клюквой, но зыбкие топи запутали ее и сбили с протоптанного пути. Ягоднице пришлось заночевать прямо на болоте, и только на следующий день она смогла выйти на сухую землю.

Что, спрашивается, водило ее эти долгие часы? Может, Дракону захотелось общения. Остается также загадкой, почему жительницы Украины, собирая ягоды, время от времени оказываются на нашей территории в обход таможенного контроля.

Как бы там ни было, но корреспонденту «Вечерки» так и не удалось на ... Читать дальше »

Просмотров: 689 | Добавил: stolin | Дата: 22.07.2012 | Комментарии (0)


Павел Куницкий, Вечерний Брест

Этнографический музей в деревне Теребличи Столинского района, основанный большим любителем истории родного края, известным в Беларуси резчиком по дереву, лауреатом президентской премии "За духовное возрождение" Иваном Филипповичем Супрунчиком, пополнился новым экспонатом. Здесь, среди многочисленных предметов народного быта полешуков, прописался хорошо сохранившийся четырехлапый якорь-кошка.

- Якорь в Ольшанском озере нашли дети, - рассказывает Иван Филиппович корреспонденту "Вечерки", - вытащили из воды и уже везли сдавать в металлолом. И, наверное, ушел бы он на переплавку. Но помешал случай. Ребят вовремя увидел и остановил мой хороший приятель Михаил. После его вмешательства историческая находка весом 130 килограммов оказалась в музее.

Вышеупомянутое озеро находится в самом центре деревни Ольшаны. До прихода на Полесье мелиораторов оно имело прямое сообщение с Припятью. По соединявшему их узкому каналу ходили лодки, по нему же во время весеннего половодья сплавляли лес. А вот большие суда или баржи в озеро зайти не могли, уверяет местное население. Кто, когда и зачем доставил сюда становой якорь, предназначенный явно не для лодки, остается загадкой.

Ветераны ВМФ, посетившие недавно музей в составе международной военно-исторической экспедиции "От Бреста до Пинска дорогами войны", после визуального осмотра нового экспоната пришли к выводу, что якорю не меньше трехсот лет и выкован он из цельного куска металла. На очищенном от коррозии полутораметровом штоке угадываются буквы ПК и число, похожее на 1555. Первые, возможно, указывают на изготовителя, второе – на год изготовления.

В РУЭСП "Днепро-Бугский водный путь", куда журналист "Вечерки" обратился за справкой относительно использования подобных якорей на Припяти и Днепровско-Бугском канале, утверждают, что в послевоенное время на вверенных им водных артериях применялись более современные якоря Холла и Матросова. Не удалось отыскать интересующую информацию о становых якорях-кошках и на старейшем в Беларуси Пинском судостроительно-судоремонтном заводе.

Библиотеки города не располагают подробной литературой об истории якорей. Больше всего сведений о них выдал интернет. Оказывается, в мире изобретено более пяти тысяч видов якорей, и они постоянно совершенствуются. Становой якорь-кошку изобрели скандинавские мореплаватели и применяли его на торговых галерах, идущих к Черному морю – по знаменитому древнему пути "из варяг в греки". Якорь был хорош тем, что надежно врезался лапами в песчаное дно южного моря. В Одессе имеется музей поднятых со дна морского якорей, так вот, есть в той коллекции экземпляры, аналогичные по форме якорю из Ольшанского озера.

Источник:TUT.BY

Просмотров: 750 | Добавил: stolin | Дата: 22.07.2012 | Комментарии (0)


Просмотров: 990 | Добавил: legionnair | Дата: 23.09.2011 | Комментарии (3)


Просмотров: 746 | Добавил: legionnair | Дата: 23.09.2011 | Комментарии (0)

1555 год. Официальная дата упоминания Столина. Статус населённого пункта не уточняется при этом и тема остается открытой.
В своей работе "К проблеме возникновения Столина Ф.Д. Климчук отмечает упоминание Столина к 1156 году. Версия весьма основательна укреплена фактами, приводимыми Ф.Д. Климчуком. Археологические раскопки проводимые неоднократно на территории Столинского района и самого города, которые могли бы пролить свет на этот вопрос рассеяны по музеям Беларуси, так и музеям Москвы и Санкт-Петербурга.
У беларуского учёгоно -топонимика В.А. Жучкевича приводится название города, как Стольно впервые упомянут в 1555 году. Стольно происходит от древнерусского слово "стольный" - что в некоторых случаях обозначало главную усадьбу или главный двор. Исходя из этого предполагается, что город существовал как административная единица. Однако могла ли существовать такая структура в то тяжёлое время перехода киевской Руси от противообщественного строя к феодальным отношениям? Учитывая труднодоступность региона (но не изолированность) и частую смену князей, соответственно и централизованной власти можно предположить что сей факт мог иметь место, однако кратковременно.
Что до названия города. Торговля в глубине Припятских (Пинских) болот была весьма оживлённой благодаря крупным рекам: Припять, Пина, Горынь, Ясельда, Ствига. На Горыне и стоял Столин, позже она сменит русло и отойдёт Восточней и старорусло в районе Столина назовут Копынец, благодаря сказанию местны, что Радзивил загадал прокопать этот "искусственный" природный канал. Вероятно о последнем можно судить как о очистке от мула реки. Горынь и сейчас евляется крупной и полноводной рекой. Тогда же эта была надёжная артерия которая позволяла торговать столинцам с соседями. В Столине по данным Ткачёва в ХVІ веке был часновлодельческий деревянный замок в. Деревянным был и весь город., сторительный лес также являлся предметом торговли. Ссылаясь на интереснейший труд "Настольная и дорожная книга для русскихъ людей. Под редакцией В. П. Семенова. 1905г.", лесом торговали пинчуки, в то время (начало ХХ века "пинчуком" называли жителя Пинских болот, а к этой области и относится территория современного Столина, то есть среднее Погорынье. Лес сплавляли по рекам связными длинными полосками, волоча его верёвками, а "если на рѣчномъ берегу нѣтъ удобной тропы, то всѣ плотовщики гонятъ дерево при посредствѣ шестовъ ("елинъ")". Прослеживается аналогия со Столином.
Глядя на рельеф и заболоченность района староречья Горыни в районе Столина на карте Шуберта 3\4-ти ХІХвека, повышенную влажность и заболоченность этого региона на более ранних картах западных авторов, можно предположить что ко времяни формирования и закрепления названия Столин - этот район был весьма труднопроходимым, в частности берега Горыни, соответственно приходилось лес перемещать с помощь "елинъ", усилия прикладывались весьма большие, и колличество "елинъ" приходилось увеличивать. От сюда и вышло, что "елинъ" ... Читать дальше »
Прикрепления: Картинка 1
Просмотров: 1411 | Добавил: salo | Дата: 02.02.2011 | Комментарии (3)


Художник Иван Супрунчик много лет собирает предания деревни Теребличи


Сейчас, увы, редко кто генеалогическое древо дальше трех поколений выстроит: себя вспомнит, маму, папу, дедушку да бабушку... и вся линия. А вот художник Иван Супрунчик из деревни Теребличи Столинского района не только свою, но и родного села родословную знает. Откуда, спросите?

Много лет собирает Иван Филиппович местные предания и легенды, записывает, иллюстрирует, а потом рассказывает об истории здешних мест школьникам, да и просто всем желающим:

— Село наше с двенадцати родов начиналось, двенадцать хат тут стояло. «Булi ў нiх Лiхваны, Моўсее, Карпы, Кормыльцэ, Барысы, Клубы, Андрэе, Кошэўскiе, Козакi, Макады, Коўбасы, Стрэльцэ. I ось жыў чоловек, малады, але вельмi розумны. Прозвалi его Лiхван Лiхваненя. Забiў ён шчiколтком целя, i ўсе чысто падзелiў по родох так, як бы даў iм кожнаму роду халакцерысцiку. Клубам — прысы, бо там Еўмен лысы, Кошеўскiм — рогi, бо не уступаюцца з дорогi...» — так рассказывает на местном говоре Иван Филиппович. О дюжине родов, с которых и начались Теребличи, в предании по порядку рассказывается. Теперь же в деревне не 12, а более 300 семей, да жителей — за тысячу.

Официально временем рождения Теребличей считается середина XIX века, а вот Иван Филиппович уверен, что люди здесь не одну тысячу лет живут. И показывает найденные им в урочище Башино каменные наконечники стрел. А вообще, в самодеятельном музее художника и библиотекаря Супрунчика более 1.000 экспонатов: в основном это предметы, которые он собрал по окрестным деревням. Впервые здесь я увидела «мач» — длинную выгнутую лопату, которой очищали хлев от навоза, или «барыло» — сосуд, в котором хранили самогон или медовуху. Можно здесь потрогать «канопли» — приспособление, на котором трепали коноплю, или «бовкун» — для упряжи одного вола, подивиться на «ложбень» — туес для меда или «огники» и «кресало»– старинные зажигалки.

Вдоль стен музея и на них — рисунки и рубленные топором скульптуры. Так Иван Филиппович иллюстрирует теребличинские, ольманские и ольшанские предания да обряды, многие из которых сохранились еще с языческих времен. Большинство их связано с рождением, женитьбой и смертью человека.

В древние времена бабу–повитуху в Теребличах к роженице на санях возили, даже летом. А как пуповину баба завяжет, варили кашу в горшке, горшок обязательно разбивали и кашей всех угощали...

Или перед сватовством ставил отец на пороге «боты», в один — сыпал песок, в другой — зерно и п ... Читать дальше »
Просмотров: 1386 | Добавил: stolin | Дата: 18.12.2010 | Комментарии (2)


Структура праваслаўнай царквы на тэрыторыі Столінскага павета падзялялася на 2 акругі (благачынні): Столінскую і Давыд-Гарадоцкую. Гэтыя 2 акругі ўваходзілі ў склад Палескай епархіі з цэнтрам ў Пінску.

Першая акруга з цэнтрам ў Століне налічвала 16 прыходаў: Столін, Белавуша, Дубай-Зарэчны, Гарадная, Радчыцк, Струга, Альманы, Церабяжоў, Бухлічы, Старое-Сяло, Удрыцк, Азёры, Велунь, Вайткевічы, Высоцк, Бярозава (апошнія 7 прыходаў знаходзяцца цяпер на тэрыторыі Дубровіцкага раёна Ровенскай вобласці, Украіна).

Другая акруга з цэнтрам у Давыд-Гарадку налічвала 9 парафій: Давыд-Гарадок, Дубянец, Лядзец, Альшаны, Аздамічы, Велямічы, Плотніца, Рубель, Стахава. Кожная парафія акрамя галоўнай парафіяльнай царквы мела некалькі філіяльных цэркваў і каплічак, якія не мелі свайго святара. Гэтыя прыходы абслугоўваў святар галоўнага прыхода.

Столінская акруга.

Азёры.

Да прыхода адносіліся вёскі Азёры і Шахі. Прыхадская Свята-Пакроўская царква была пабудавана ў 1786 г. за сродкі прыхажан. У 1898 г. адбыўся рамонт царквы. Царкве належала 49 дзесяцін зямлі. Зямля апрацоўсвалася прыхажанамі пад 1/3 ураджаю. Даход за 1931 г. склаў 200 злотых. На тэрыторыі прыхода працавала ... Читать дальше »

Просмотров: 1940 | Добавил: legionnair | Дата: 12.12.2010 | Комментарии (4)


Праваслаўе на тэрыторыі Століншчыны мела даволі сталую гісторыю і з’яўлялася самай вялікай па колькасці вернікаў канфесіяй. З уключэннем Століншчыны ў склад ІІ Рэчы Паспалітай тутэйшыя праваслаўныя абшчыны сталі часткай Польскай праваслаўнай царквы і ўваходзілі ў Палескую епархію з цэнтрам у Пінску. Сам жа павет падзяляўся на два благачынні (дэканаты): Столінскі і Давыд-Гарадоцкі. У Столінскае благачынне ўваходзіла 16 прыходаў (парафій), у Давыд-Гарадоцкае – 9 прыходаў. Трэба адзначыць, што большасць прыходаў акрамя галоўнай прыходскай царквы, дзе пастаянна знаходзіўся настаяцель, мелі па 1-2 філіяльныя царквы ці каплічкі у суседніх вёсках. Праваслаўная царква і духавенства традыцыйна выконвала сярод мясцовага насельніцтва выхаваўчую функцыю, як і ў царскія часы. Праваслаўныя святары выкладалі рэлігію ў школах на тэрыторыі свайго прыхода. А там, дзе пражывала значная частка каталіцкага ці ўнніяцкага насельніцтва, гэтую функцыю яны выконвалі разам з каталіцкім ці уніяцкім духавенствам. Так, Мечыслаў Каржэневіч у сваёй кнізе „Chcialem żyć!” ўспамінае, што падчас свайго навучання ў пачатковай школе в. Дубай "па серадам рэлігію прыходзіў выкладаць ксёндз, а ў пятніцу для праваслаўных рэлігію выкладаў бацюшка” 1.

Каб убачыць, якой была перавага праваслаўнай царквы, які ўплыў яна мела на мясцовае насельніцтва, можна звярнуцца да канфесійнай статыстыкі 1920 - 1930-х гг. (дадатак №1)

Штат праваслаўн ... Читать дальше »

Просмотров: 1197 | Добавил: legionnair | Дата: 12.12.2010 | Комментарии (2)

« 1 2 3 4 ... 25 26 »