Суббота
18.05.2024
21:23
Наш опрос
Как вы проводите свое свободное время?
Всего ответов: 534
Статистика

Онлайн всего: 2
Гостей: 2
Пользователей: 0
Поиск
Календарь
«  Май 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031
Погода
GISMETEO: Погода по г.Столин
Архив записей
Ucoz
Объявления

STOLIN.UCOZ.RU

Главная » Архив материалов

В Столинском районе установлено предположительное место, где захоронены участники национально-освободительного восстания 1863-1864 годов, погибшие вблизи имения Колодное в ходе столкновений отряда повстанцев под командованием Ромуальда Траугутта с регулярными войсками царской России.

До сих пор это являлось тайной, над которой долгое время ломали головы краеведы. Да, последний бой повстанцы после неудавшегося соединения с волынскими отрядами приняли в лесу у нынешней деревни Колодное. Когда Пинское Полесье находилось в составе Российской империи, а также в советский период, данная тема всячески замалчивалась. В польское время на том месте стоял крест, напоминавший о знаменательных событиях. Лишь в начале восьмидесятых годов минувшего столетия историческая правда скромно прописалась в здешних краях. На месте последнего боя появился памятный знак из мраморной крошки, на котором выбита дата - «1863». Несколько лет назад рядом с ним установили крест с распятием.

В окрестностях Колодного отряд повстанцев из Кобринского, Брестского и Пружанского уездов под командованием отставного подполковника Ромуальда Траугутта, куда перед походом на Волынь влились их единомышленники из Брестского уезда под предводительством Яна Ваньковича, отразил несколько неожиданных атак противника. У повстанцев погибло, по меньшей мере, семь человек. Где их похоронили, мало кто знал. Колодное в то время еще не было деревней, здесь располагалось имение рода Скирмунтов, незадолго до этого проданное дворянину Осипу Глебовичу. А потому непосредственных очевидцев тех событий осталось немного. Отряд, разделившись наполовину, отступил и некоторое время скрывался в окрестных лесах. В продвижении на Пинск (именно сюда лежал его дальнейший путь) предстояло преодолеть реки Припять и Стырью. Для отряда в несколько сотен человек сделать это незаметно было весьма проблематично. По приказу своего командира повстанцы разделились на десятки и выходили из окружения малыми группами. Впоследствии Ромуальд Траугутт с помощью писательницы Элизы Ожешко уехал в Варшаву. Но в 1864 году был арестован и казнен. Похожая судьба ожидала и его товарищей по оружию.
После подавления восстания сослали в Сибирь последнего на тот момент владельца имения Колодное Осипа Глебовича, оказывавшего всяческую поддержку повстанцам. Прежние хозяева фольварка, известная художница и скульптор Гелена Скирмунт и ее супруг Казимир, ведшие переписку с Ромуальдом Траугуттом, также оказались в ссылке и лишились своего имущества. Дом и земли дворянина Глебовича стали собственностью барона Гартинга, а затем перешли Минскому поземельному банку. Двадцать лет они сдавались в аренду, а потом их выставили на продажу. Осенью 1888 года хозяе ... Читать дальше »

Просмотров: 1529 | Добавил: stolin | Дата: 17.02.2010 | Комментарии (0)

null

Сегодня Алесь НАВАРИЧ – один из самых заметных прозаиков поколения сорокалетних. Он автор сборников рассказов «Рябиновая ночь» и «Ночь поцелуев независимости». В прошлом году в журнале «Маладосць» (‹‹ 4-6) был напечатан его исторический роман «Литовский волк». За это произведение Алесь Наварич назван лауреатом специальной премии Президента Республики Беларусь в области художественной литературы.

Наш разговор с писателем начался с традиционного вопроса о его пути в литературу. 
Самый вкусный хлеб

– Студентом второго курса мединститута я попал на выставку художника Михаила Савицкого и написал несколько страниц своих воспоминаний о ней. Пришёл в газету «Лiтаратура i мастацтва». Молодая сотрудница похвалила заметки и сказала, что надо совершенствовать язык. Посоветовала читать Короткевича. А я в седьмом классе дважды прочитал его роман «Христос приземлился в Гродно» и был от него в восхищении. Тем более что тогда, кроме «Техники молодёжи», «Юного натуралиста», «Науки и жизни»,

я ничего не читал. А вот «Колосья под серпом твоим» прочитал после её подсказки. И странно, после «Христа...» они показались мне натужными, выдуманными. Может, если бы я прочитал их в седьмом классе... А двадцатилетнего студента, который только что проглотил «Воскресенье» и «Анну Каренину» Толстого, «Колосья» не впечатлили. Но это разочарование было первым толчком к намерению написать об этих же событиях что-то своё. От замысла до его воплощения прошло двадцать четыре года... А тогда я оставил мединститут и поступил на филфак университета. Серьёзно занялся языком. Мне очень мешал родной диалект. У нас нет дзеканья и цеканья, говорят «вовк». Это же Столинщина! Деревня Видибор... Да какой Видибор – Выдыбор! «Пыво пыв чы не пыв?»

За свою первую зарисовку в «ЛiМе» я получил 4 рубля 50 копеек, купил бутылку алжирского сухача и полбатона вареной колбасы. Восьмидесятый год! Угостил друзей по общежитию, отметил свой первый литературный заработок. Именно тогда я вычитал у Толстого «формулу людского счастья»: счастлив тот человек, который кормится любимым делом. Писательский хлеб мне показался самым вкусным. Ты фантазируешь, пишешь, получаешь наслаждение, а тебе за это ещё и деньги платят!

– От себя не хочешь что-нибудь добавить к этой толстовской формулировке?

– Люди всю жизнь ищут эту формулу счастья и не находят... Для меня счастье – сид ... Читать дальше »
Просмотров: 1202 | Добавил: stolin | Дата: 14.02.2010 | Комментарии (0)



Григорий Овсяник: в городе к началу войны вместе с беженцами из Польши скопилось более 12 тыс. евреев. Немцы организовали юденрат, во главе которого поставили еврея из Варшавы Бергера. Население гетто ежемесячно было обязано вносить налог по десять рублей с человека. Деньги прилагались со справкой о количестве еврейского населения на конец каждого месяца. Под угрозой физической расправы в кассу гебитскомиссара заставляли сдавать ценности и золото. 

Границы гетто проходили по улицам Полесской (от реки), Костюшко, Рыночной площади, Унии Люблинской и на запад к реке. В центре проходила ул. Набережная. Жизнь евреев была мучительной. Люди умирали от голода, болезней и холода. Продовольствие почти не поступало. Передать какую-то помощь можно было только через выходивших с рабочими колонными, да и то в таком количестве, чтобы спрятать в карманах. В погребе одного дома гетто сохранилась корова. Её кормили с рук и очень скудно, поэтому молока она давала мало. Молоко носили старику раввину Перлову, но потом раввина расстреляли. 10 сентября 1942 г. главу юденрата Бергера и его помощников вызвали в гебитскомиссариат и расстреляли. В гетто поняли, что это смертный приговор. На 11 сентября пришелся Судный день (Йом Кипур), одновременно это был крестьянский праздник "Головосек". На расстрел выводили партиями по тысяче человек. Всего набралось восемь партий. Колонны вели с ул. Набережной по ул. Полесской, затем на Рыночную площадь и далее по ул. Пинской к концу города. Колонна делала поворот направо и через поля двигалась к огромному котловану (300 м Х 100 м) и глубиной до 10 м. Котлован остался от довоенной поры, когда строили аэродром. С октября 1939 г. по июль 1941 г. его рыли советские заключенные под подземные ангары. 

К месту казни евреи шли семьями, держась за руки или положив, друг другу на плечи. Были случаи, когда старики падали на проезжей части и теряли сознание. Патруль, замыкавший шествие, волочил их к забору и добивал выстрелом в затылок. Рану на голове прикрывали одеждой или подолом платья. Трупы собирали на телеги и сбрасывали в котлован. На месте расстрела заставляли раздеваться до нага, аккуратно складывать одежду - в одно место, обувь - в другое. Потом спускали в котлован, укладывали головой вниз одного за другим, а солдаты СС ходили по телам и стреляли из автоматов. Были убиты две девушки, с которыми я был очень дружен - Хава Туркенич из Теребежова и Дора Фридман из Столина.

На месте погибли не все. Ночью из ямы вылезали раненые, в том числе маленькие дети. Они прятались в лесу на католическом кладбище по дороге в город, но их там находили и расстреливали. В пятой по счету колонне было много молодежи. Когда их вели перед заходом солнца, то многие бросились в рассыпную. Нужно было преодолеть расстояние в два километра в сторону урочища "Затишье". Началась стрельба. Часть убегавших осталась в поле, но многие скрылись. Когда немцы собирали трупы, они нашли убитого эсэс ... Читать дальше »
Просмотров: 1104 | Добавил: stolin | Дата: 14.02.2010 | Комментарии (1)

К большому сожалению множество документов по Столинщине рассеяно по всему миру.Наша земля переходила из одних рук в другие,отчасти с этим связана потеря многих документов.Очень много интересных докуументов относящихся к Столину находится в архиве Вильнюса.Несколько замечательных документов есть в Нижегородском архиве.К сожалению привести текст который в них написан не могу.Но как они внешне выглядят можете посмотреть по этой ссылке:www.opentextnn.ru
Просмотров: 631 | Добавил: stolin | Дата: 11.02.2010 | Комментарии (0)

Рис.1. Схема расположения могильников зарубинецкой культуры на правобережье Припяти

1- Отвержичи, 2,3 - Велемичи I и II, 4 - Ремель, 5 - Воронино, 6 - Буйразь, 7 - Погост, 8 - Семурадцы, 9 - Левановщина

В 2 км. к северо-востоку от г. Давид-Городок Столинского р-на расположено урочище "Левановщина". Это ровное поле площадью несколько гектаров, незначительно возвышающееся над окрестностями. В 0,5 км к юго-западу протекает р. Горынь. Летом 1979 г. на территории урочища во время разработки песчаного карьера случайно было обнаружено несколько глиняных сосудов и железный наконечник копья. В одном из поврежденных сосудов лежали кальцинированные человеческие кости. Годом позже авторы обследовали место находки. В отвале земли найдены лощеный горшок с псевдоушками и крупный фрагмент ребристой миски. Зачистка стенок карьера и ряд небольших шурфовок нового материала не дали. Вокруг карьера и вдоль дороги по направлению к Давид-Городку на вспаханной поверхности земли обнаружены в большом количестве фрагменты лепных и гончарных сосудов, а также мелкие фрагменты кальцинированных костей.

Летом 1981 г. на территории урочища были организованы стационарные раскопки. Исследовался участок площадью 100 кв.м., оставшийся нетронутым земляными работами. Во время раскопок обнаружено три урновых погребения. Все три захоронения обнаружены в слое чистого песка на глубине 0,5-0,6 м от современной поверхности. Контуры погребальных ям не прослеживались. 

Погребение 1. На глубине 0,5 м зафиксирован лепной чернолощеный горшок-урна, в котором находились кальцинированные кости. Ручка горшка отбита в древности, днище деформировано. Размеры урны (в см.): высота 21, диаметр венчика 19, диаметр дна - 12.

Погребение 2. На глубине 0,5 м. обнаружен лепной чернолощеный горшок-урна с ручкой, приблизительно на 1/10 заполненный кальцинированными костями, среди которых сохранились довольно крупные фрагменты. Горловина горшка отделена от тулова круговым уступом. Размеры урны (в см.): высота 21, диаметр венчика 17, диаметр дна 10.

Погребение 3. На глубине 0,6 м стоял лепной чернолощеный горшок с двумя ручками, одна уцелела, а вторая отбита еще в древности. В горшке лежали кальцинированные кости, перемешанные с небольшими фрагментами лощеной керамики. Размеры урны (в см.): высота 22, диаметр венчика 20,5, диаметр дна 11. 
... Читать дальше »

Просмотров: 923 | Добавил: stolin | Дата: 11.02.2010 | Комментарии (0)


null
Деревня в Столинском районе. Центр сельсовета и сельскохозяйственного производственного кооператива "Белорусская нива", бывшего колхоза "Заветы Ильича". 

В летописных источниках Ремель известен с 1452 года. В конце ХVIII века землями в деревне владели Горегляды, Рамульты, Тресковские, Шпигановичи... 

В 1886 году насчитывалось 22 двора и 260 жителей. Согласно переписи 1897 года уже было 100 дворов и 607 человек. В начале ХХ века количество домов достигло 127, а жителей — 801. 

До сентября 1939 года Ремель находился на территории Польши (Хорская гмина Лунинецкого уезда Полесского воеводства). По состоянию на 30.09.1921 года в деревне начитывалось 117 дворов и 656 жителей, а в 1939-м — 151 двор и 1145 жителей. В октябре 1940-го здесь организован сельсовет. 

По состоянию на 1980 год было зарегистрировано 1298 жителей. На начало 2000 года проживали 1158 сельчан, у в 2001-м уже насчитывалось 1179 человек и 404 усадьбы. В 2004 году зарегистрированы 1183 жителя, причем в 2003 году родилось 20 детей. 

У деревне имеется архитектурный памятник — церковь Святого Михаила, построенная в 1762 году. В начале ХІХ века к ней пристроена трехярусная колокольня. Недалеко от деревни выявлен могильник зарубинецкой культуры.


Источник:leszkiewicz.narod.ru

Изображение взято с сайта:globus.tut.by

Просмотров: 2274 | Добавил: stolin | Дата: 11.02.2010 | Комментарии (2)

null

Крест – один из древнейших сакральных знаков в мировых мифоэпических и религиозных системах; главный символ христианства. Придорожные, памятные, поклонные, обетные кресты имеют статус местных святынь [Белова, 2002, с. 259 - 260].

Опубликовал Подорожник
января 5, 2009

Почти год назад я писал уже статью «Кресты на окраинах деревень» про придорожные кресты и об их культовом предназначении и сегодня предлагаю прочесть еще одну статью взятую с сайта «Твой стиль». В оригинале статья представлена на беларуском языке, если кому интересно будет, то ссылка на первоисточник находится внизу.

Обращали ли вы когда-нибудь внимание на придорожные кресты, которые стоять у деревень? Обычно они украшенные цветами, полотенцами, на некоторых с их висят иконы.

Один с таких крестов я нашла в деревне Рошчыца Новогрудского района. Серый, заросший мхом, чуть склоненный, он стоит на перекрестки и встречает гостей, которые едут в деревню. Около креста аккуратно скошено трава, лежать свежие цветы. По-видимому, для сельских жителей он что-то значит, когда к нему проявляется столько внимания.

КРЕСТЫ-ОБЕРЕГИ

Жители считают, что "мода” на такие кресты появилась во времена Великой Отечественной войны. Бомбы, подожженные дома, каждую минуту находишься под угрозой. Люди устали от этой непредсказуемости, потому и ставили кресты, прося помощи в Бога.

Вот что поведала 74-летняя жительница Надежда Камашила:

– Было это во время войны. В нашу деревню прищол анонимный лист, который с дома в дом украдкой передавали. В нем было написано: чтобы закончилась война, за одну ночь надо соткать полотенца, сделать кресты и поставить на всех пересечениях. Мне тогда годов восемь было. Помню, как все жильцы деревни в одном доме собрались. За одну ночь мужики сделали крест, а женщины ткали полотенца. Потом, под утро, все вместе крест этот поставили, и иконку на него повесили. Немец же не запрещал. Несмотря на время, на партийцев, которые в Бога не верили – ни крест, ни икону никто не трогал.

Заведующий кафедры археологии и этнологии Гродненского госу ... Читать дальше »

Просмотров: 1742 | Добавил: stolin | Дата: 07.02.2010 | Комментарии (0)

Просмотров: 1567 | Добавил: stolin | Дата: 06.02.2010 | Комментарии (1)

Фотография Михаил Зубей Д-Городок.

Исследователи неоднократно отмечали: в жилах городчуков смешалась и восточная, и западная, и даже южная кровь.

Пожалуй, есть капля и ятвяжской — не случайно же историк Адам Киркор сообщал, что в Давид–Городке некогда жил старейшина ятвягов.

Чтобы понять сегодняшних обитателей Давид–Городка, вспомним их предков, славных мещан, и прежде всего отметим то, что христианство восточного закона, обогащенное местными суевериями, вошло в душу, стало способом их жизни.

Татарская культура огородничества, еврейское искусство торговли, украинская песенность, польская хитрость, русская отчаянность и полесская медлительность, соединенные с белорусскими терпением и трудолюбием, и создали «городецкий» характер.

А еще помогла земля с водою: земли было мало, воды много — и горынской, и припятской, и иной другой; земля ценилась так высоко, что не пустовало и пяди, засевался каждый клочок, даже кусок улицы и то зачастую прирезался к огороду.

Старые люди молились на землю и говорили о ней, что это капитал, который не горит и не тонет; на горынскую воду молились тоже, когда приходили в Почаев, вблизи от Почаевско–Успенской лавры и начиналась родная река Горынь...

Бог, работа, люди, деньги, свои дети и тайна смерти — это прежде всего волновало городчуков, а еще тревожило то, что будет, — они очень хотели угадать свое будущее.

Главное, рассуждали, чтобы в будущем все оставалось по–прежнему!

Таков он, давний давид–городокский консерватизм...

Весною в своих огородах как под линейку выделывали железняками (род лопаты) ровнехонькие межи; помню, как баба Леся насмешливо оценила мою неумелую работу: «Зробiў мэжы, як дзэжы!»

Городчуки любили, чтобы все было «до вуранду» — это значит хорошо исполнено: и вскопано, и засеяно, и забороновано, и до последнего сорняка выполото, и до зернышка убрано, и хорошо продано...

И когда все получалось так, как хотелось, тогда довольный хозяин мог показать тремя пальцами правой руки — большим, указательным и средним, сложенными словно для молитвы, свой коронный жест, имитируя движение ложечки, которой он, весняник (весенний торговец), отмеривал цветочные семена и благодаря которой в семье завелись деньжонки.

«Нас вувала (вывела) ў людзi ложэчка!» — говорила тем временем хозяйка.

Да, похвалиться могли, но хвалились нечасто, предпочитали сдержанный стиль поведения и всегда избегали «дзiволюду».

Поясню, что это такое.

Когда человек по своей или не своей вине оказывался в неудобной ситуации и на него в это время смотрели («дзiвiлiса») люди, тогда это явление и называлось «дзiволюдом».

Человек диволюдный — все равно что нескладный, неуклюжий человек, поэтому одно из основных правил Давид–Городка: «Нi робi дзiволюду!»

Здесь следует напомнить о том, что давид–городокские правила вскормлены патриархатом — мужчина в семье главенствовал ... Читать дальше »

Просмотров: 1135 | Добавил: stolin | Дата: 03.02.2010 | Комментарии (0)

Давно это было… Князь Давид Игоревич встретился в Турове с великим киевским и туровским князем Святополком. Оба они были внуками великого князя Ярослава Мудрого. Давид просил согласия основать свой город. Он был князем горделивым. Вместе с сыном Всеволодом мыслил основать город, равный Пинску, Турову, Киеву…


С той поры минуло чуть больше девяти столетий.

Давно это было, очень давно… В 1112 году Давид умер. На Замковой горе, впоследствии она называлась Церковной, князь и погребен.

И вот, путая даты, имена князей и потомков, припоминая войны, милость и немилость королей, вспоминая изображение герба (в 1786 году Городок получил Магдебургское право), я всегда со щемящим чувством еду изредка домой, чтобы ощутить неповторимый исторический дух града Давида.

Ах ты, дорожка домой! Невозможно описать всю глубину чувств, вдруг охватывающих твое сердце. И пусть там никого из близких не осталось, и хаты давно нет, и груша сладкая спилена, а в огороде чужая картошка, пусть оттуда разлетелись твои друзья–ровесники, вышли давно замуж соседские девчата, пусть ты сюда не наведывался «тысячу лет» по своей воле, обо всем этом не хочется и думать, потому что щемит–ноет сердце, наполняясь радостью с каждым новым километром.

…Ты идешь торопливо мимо хат: они ли присели от времени, ты ли это так подрос. Желтые дикие гвоздики ложатся ниц у твоих ног, а там за каждым низеньким забором море красок, зелени, гряды цветов. Тебя постепенно окутывает чудесный запах горошка и маттиолы, настурции и флоксов, красавцев турецких бобов. Маленьким, скромным анютиным глазкам, которые никак не могут отмыться от дорожной пыли, бархоткам, астрам и гвоздикам трудно состязаться ароматом, они привлекают твое внимание своей неповторимой красотой. Словно посаженные на аистовые ноги, стоят, не шевельнутся, циннии, около них может расти и быть заметным разве что махровый мак. Прозрачные стебельки бальзамина любят солнце, их можешь и пропустить, потому что твой взгляд обращен к высоким королевским желто–белым лилиям. Мальва не так красива, как георгины, не так ароматна, как маттиола и роза, но под силу ли кому–нибудь еще вымахать без опоры на двухметровую высоту? Так и возвышается над всеми, как принцесса.

Этот естественный ковер из живых цветов заставляет тебя приостанавливаться почти у каждого забора, а чудный запах полнит и полнит твою грудь. Здесь не рвут цветы, не ставят их чахнуть в вазы. Такой «льготой» пользуются разве что гладиолусы и тюльпаны. Старые люди любят говорить: «Природа не прощает, если даже вырвешь на лугу лютик».

Возле хат городчуков не растут акации, сирень, черемуха, жасмин, каштаны.

А на кой? Толку от них нет.

Растут смородина, крыжовник, вишни, абрикосы, сливы, грецкий орех и цветы. Издавна это сделалось одним из самых популярных ремесел: выращивать цвет ... Читать дальше »
Просмотров: 1286 | Добавил: stolin | Дата: 01.02.2010 | Комментарии (1)

« 1 2 ... 5 6 7 8 9 ... 25 26 »