Среда
27.11.2024
06:06
Наш опрос
Как вы проводите свое свободное время?
Всего ответов: 534
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Поиск
Календарь
«  Декабрь 2010  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031
Погода
GISMETEO: Погода по г.Столин
Архив записей
Ucoz
Объявления

STOLIN.UCOZ.RU

Главная » 2010 » Декабрь » 18

Художник Иван Супрунчик много лет собирает предания деревни Теребличи


Сейчас, увы, редко кто генеалогическое древо дальше трех поколений выстроит: себя вспомнит, маму, папу, дедушку да бабушку... и вся линия. А вот художник Иван Супрунчик из деревни Теребличи Столинского района не только свою, но и родного села родословную знает. Откуда, спросите?

Много лет собирает Иван Филиппович местные предания и легенды, записывает, иллюстрирует, а потом рассказывает об истории здешних мест школьникам, да и просто всем желающим:

— Село наше с двенадцати родов начиналось, двенадцать хат тут стояло. «Булi ў нiх Лiхваны, Моўсее, Карпы, Кормыльцэ, Барысы, Клубы, Андрэе, Кошэўскiе, Козакi, Макады, Коўбасы, Стрэльцэ. I ось жыў чоловек, малады, але вельмi розумны. Прозвалi его Лiхван Лiхваненя. Забiў ён шчiколтком целя, i ўсе чысто падзелiў по родох так, як бы даў iм кожнаму роду халакцерысцiку. Клубам — прысы, бо там Еўмен лысы, Кошеўскiм — рогi, бо не уступаюцца з дорогi...» — так рассказывает на местном говоре Иван Филиппович. О дюжине родов, с которых и начались Теребличи, в предании по порядку рассказывается. Теперь же в деревне не 12, а более 300 семей, да жителей — за тысячу.

Официально временем рождения Теребличей считается середина XIX века, а вот Иван Филиппович уверен, что люди здесь не одну тысячу лет живут. И показывает найденные им в урочище Башино каменные наконечники стрел. А вообще, в самодеятельном музее художника и библиотекаря Супрунчика более 1.000 экспонатов: в основном это предметы, которые он собрал по окрестным деревням. Впервые здесь я увидела «мач» — длинную выгнутую лопату, которой очищали хлев от навоза, или «барыло» — сосуд, в котором хранили самогон или медовуху. Можно здесь потрогать «канопли» — приспособление, на котором трепали коноплю, или «бовкун» — для упряжи одного вола, подивиться на «ложбень» — туес для меда или «огники» и «кресало»– старинные зажигалки.

Вдоль стен музея и на них — рисунки и рубленные топором скульптуры. Так Иван Филиппович иллюстрирует теребличинские, ольманские и ольшанские предания да обряды, многие из которых сохранились еще с языческих времен. Большинство их связано с рождением, женитьбой и смертью человека.

В древние времена бабу–повитуху в Теребличах к роженице на санях возили, даже летом. А как пуповину баба завяжет, варили кашу в горшке, горшок обязательно разбивали и кашей всех угощали...

Или перед сватовством ставил отец на пороге «боты», в один — сыпал песок, в другой — зерно и п ... Читать дальше »
Просмотров: 1431 | Добавил: stolin | Дата: 18.12.2010 | Комментарии (2)