Суббота
27.04.2024
03:46
Наш опрос
Как вы проводите свое свободное время?
Всего ответов: 534
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Поиск
Календарь
«  Октябрь 2010  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
Погода
GISMETEO: Погода по г.Столин
Архив записей
Ucoz
Объявления

STOLIN.UCOZ.RU

Главная » 2010 » Октябрь » 22

Вероятно, издавна существовала малая волость в низовьях Горыни. Здесь скрещивались торговые пути, которые проходили по Припяти, Горыни и Случи Северной. Видимо, этот регион включили в состав своего княжества туровские князья еще в докиевские времена. Центр этого микрорегиона – Давид-Городок. В летописи сведения о нем отсутствуют. Но согласно археологическим данным, этот населенный пункт возник в начале ХІІ или даже в конце ХІ вв. Со времени возникновения – это древнерусский город. С тех времен и до наших дней он является городом, исключая тот период, когда официально считался местечком или поселком городского типа.


Окончательно не выяснено, кто основал Давид-Городок. Обычно отдается предпочтение Давиду Игоревичу, внуку Ярослава Мудрого. Давид Игоревич в 1100 г. получил волость Погорину. Его официальной резиденцией являлся город Дорогобуж недалеко от нынешнего Ровно (Украина). Владел ли Давид Игоревич всем Погорыньем? Хотя в летописи об этом ничего не говорится, это представляется весьма вероятным. Погорина в узком смысле – это область в верхнем течении Горыни. Но в ее состав временами входило среднее Погорынье (районы Степани, Дубровицы, Столина) и нижнее Погорынье (район Давид-Городка). Не исключено, что князь Давид не основал, а только расширил населенный пункт. Согласно В.Н. Татищеву, Давид Игоревич в 1078–1081 гг. был князем в Турове (а значит владел низовьями Горыни). Известный русский историк В.Н.Татищев использовал материалы летописей, которые до нас не дошли. Поэтому его сведения во многих отношениях уникальны. Существуют и другие версии относительно возникновения Давид-Городка.
В пользу того, что Давид-Городок основал какой-то южный князь, свидетельствуют особенности традиционного народного говора этого города, на что обратил внимание известный польский ученый, исследователь говоров Полесья – Лешек Оссовский . В давид-городокском говоре отражено наслоение «южных» особенностей на «северные». Так, если в соседних деревнях, расположенных вблизи Давид-Городка, скажут дзень, дзерэво, до цебе, до цебэ, то в речи старожилов Давид-Городка приведенным словоформам будут соответствовать: дзэнь, дзэрэво, до цэбэ.
Существовало ли в домонгольские или долитовские времена княжество с центром в Давид-Городке? Летописи такого княжества не называют. Низовья Горыни входили в состав Туровского княжества и после того, когда от него отделились княжества Пинское и Дубровицкое. Но иногда в летописи употребляется выражение «туровские князья». Скорее всего не все они сидели в Турове. Некоторые могли сидеть и в других крупных населенных пунктах Туровской земли. А самым крупным населенным пунктом в княжестве после Турова был Давид-Городок.
Существует мнен ... Читать дальше »
Просмотров: 3183 | Добавил: legionnair | Дата: 22.10.2010 | Комментарии (10)

1) В 1579 г. Городная получила магдебургское право, которое было подтверждено в 1670, затем в 1753 гг. Магдебургское право являлось юридическим закреплением успехов горожан в борьбе за самостоятельность. Оно давало права городу на самоуправление. Отметим, что в ХІV–ХVІ вв. в Белорусии получили магдебургское право 29 городов, в том числе на территории Брестской области – 8. Городная получила магдебургское право четвертым по счету городом на Брестщине (после Берестья – 1390 г., Высокого – 1494 г., Каменца -- 1518 г.). Из этого вытекает, что Городная к тому времени имела богатые городские традиции, поскольку на пустом месте ничего возникнуть не может.

2) В Городой сохранился архаический говор, многие черты которого были типичными для книжного древнерусского языка времен Киевской Руси: "полумягкое” произношение согласных перед гласными, которые образовались из древних *е(э), *и, сохранение древнего гласного ± (ять) и др. Особенно примечательна первая черта. "Полумягкие” согласные – это фактически твердые согласные, но невеляризованные. Они были характерны для праславянского и книжного древнерусского языков. Впоследствии в большинстве славянских говоров они приобрели или полную мягкость, или веляризацию. Сохранение такой древней черты нельзя считать всего лишь глухостью региона. Он не такой уж глухой, поскольку здесь проходил старинный путь из Пинска к Горыни в районе Столина и далее вдоль Горыни на Волынь. Сохранение языковой архаики в значительной степени связано с гордостью жителей Городной за свое прошлое и за принадлежность к мещанскому сословию.
3) Городная до средины ХХ в. являлась крупным ремесленническим центром, который обеспечивал гончарной посудой значительную часть Полесья и Понёманья.
4) Довольно раннее первое упоминание о Городной в письменных источниках эпохи Великого княжества Литовского – 1448 г.

5) В 2 км. на северо-восток от села (местечка), в урочище Замковиско (местн. Зáмковыско, Зáмковышчэ) находится городище, которое датируется временем от VI до XIII вв. Находится оно на мысоподобном конце песчаной гряды. Площадка городища с напольной стороны укреплена двумя дугообразными земляными валами на расстоянии приблизительно в 30 м. один от другого.

6) Городная, возможно, имеет отношение к Городенскому княжеству; об этом см. ниже. 

Мы не можем категорически утверждать, что Городная заменила на некоторое время Хотомель, как центр среднего Погорынья, но учитывая сказанное выше, не можем этого и отрицать.

Возможно, на некоторое время центр "княжения” переместился в ра ... Читать дальше »

Просмотров: 1463 | Добавил: legionnair | Дата: 22.10.2010 | Комментарии (0)

По мнению некоторых исследователей, крупным межплеменным центром и протогородом является городище Хотомель в Столинском районе Брестской области (VІІ – VІІІ/Х вв.). Расположено оно к северо-востоку от города Столина, к востоку от реки Горынь. В.В.Седов, в частности, считает, что, кроме рядовых жителей, в Хотомеле жили воины, которые отправлялись отсюда в далёкие походы. Находки серебряных украшений свидетельствует о проживании здесь знати. 

Синхронных Хотомелю протогородов в восточнославянских землях немного: ранний Киев, Изборск на Псковщине, городище Пастырское на Черкасщине. Безусловно, первоначально Хотомель являлся центром только малого племени в среднем Погорыньи. Однако, видимо, со временем Хотомельское межплеменное объединение включило значительную часть территории современного Белорусского и Украинского Полесья. О возможности существования в бассейне Припяти и на сопредельных территориях крупного межплеменного объединения высказывают предположение археологи .

Ученые дискутируют относительно того, где находилось Дулебское племенное объединение: в Прикарпатье или на Полесье? Между тем не исключено, что мнения и тех и других имеют под собой основание. Центром крупного межплеменного объединения в Прикарпатье, Поднестровье и Западном Полесье являлось городище Зимно. Оно было разрушено аварами в VII в. и перестало существовать. Именно в это время началось возвышение Хотомеля. Не произошло ли тогда перемещение какой-то части племенной элиты с дружиной, ремесленниками и другими жителями из Зимно в Хотомель?

Расцвет Хотомельского городища приходится на период с конца VII по конец VIII вв. Позже Хотомель постепенно приходит в упадок. Очевидно, с Хотомельским межплеменным объединением (если такое существовало) произошло то же, что и с другими объединениями подобного типа (см. выше сведения Аль-Масуди о племени «валинана»), т.е. оно распалось. От Хотомельского межплеменного объединения отделились различные малые племена и протогосударственные образования. Хотомель, скорее всего, оставался только центром малого "княжения”, которое находилось в среднем течении реки Горынь. Затем Хотомель перестаёт быть княжеским центром. Став "периферией”, этот населенный пункт начинает терять своих жителей, которые покидают его и переселяются в другие места. В Х в. жители окончательно покинули это, ранее знаменитое, поселение. Нынешнее село Хотомель возникло рядом с городищем значительно позже.
Наследником малого Хотомельского княжества во времена Киевской Руси является волость и этнографический регион в пределах центрально-южной части нынешнего Столинского района и соседних территорий Ровенской области Украины (район Дубровицы, Степани). Это так называем ... Читать дальше »

Просмотров: 2571 | Добавил: legionnair | Дата: 22.10.2010 | Комментарии (0)


Адриана де Виарта,  прожил на Ольманских болотах 15 лет. В 1919-1924 гг. он возглавлял военную миссию в Варшаве. Адъютантом у него был Полесский Кароль Радзивилл. Когда срок службы закончился, он приехал в гости к другу на Столинщину. Король Радзивилл подарил Адриану де Виарту лесничевку в 30 км по от имения. Добраться туда можно было только на лодке. Урочище это называется до сих пор Простынь. 

Генерал-лейтенант Британской армии (1.11.1944) сэр Эйдриен Картон де Виарт (1880-1963). У него было бельгийско-ирландское происхождение, носил прозвище «Нельсон». Участник англо-бурской войны. Во время Первой мировой войны Картон был ранен в лицо при нападении на вражеский форт Shimber Berris в Сомали. В результате ранения потерял левый глаз. Позже уже во Франции, где он командовал последовательно тремя батальонами и бригадой, Картон был ранен 7 раз, а в 1915 году ему ампутировали левую руку. Картон де Виарт как глава британской военной миссии в Польше принял участие в конфликтах с большевистской Россией, Западно-Украинской Народной Республикой, с Литвой и Чехией (получил, кстати, от поляков имение в Припятьских болотах, где он провёл всё межвоенное время, страстно охотясь). В связи с надвигающейся войной, в 1939 году вновь призван на службу, возглавив британскую военную миссию в Польше. Покинул Польшу вместе с её правительством. В Британии на короткий срок (1939-1940) возглавил 61 дивизию. В апреле 1940 возглавил англо-французское соединение для захвата норвежского городка Namsos. Миссия провалилась и войска были вынуждены 5 мая 1940 года эвакуироваться. В Британии вновь возглавил 61 дивизию (1940-1941). 5 апреля 1941 года назначен главой британской военной миссии в Югославии. Однако по пути в Белград его самолёт был сбит на водами Средиземного моря, выплыл к ливийскому берегу и он попал в итальянский плен. Из плена бежал, прорыв туннель из тюрьмы в течении 7 месяцев. Однако вскоре был пойман и вышел из тюрьмы только после капитуляции Италии. Вскоре был вызван в Черчиллю и назаначен личным представителем премьер-министра в Китае при Чан Кай Ши. В 1946 году вышел в отставку. Автор мемуаров «Happy Odyssey» (1950). Оксфордский национальный биографический словарь описывал его так: «С его чёрной повязкой и пустым рукавом, Картон де Виарт был похож на изящного пирата и стал легендой».

Источник:reibert.info

Просмотров: 1621 | Добавил: legionnair | Дата: 22.10.2010 | Комментарии (2)

Століншчына на працягу стагоддзяў з’яўлялася рэгіёнам, дзе традыцыйна распаўсюджвалася хрысціянства ўсходняга абраду. Рэфармацыя ХVI стагоддзя нязначна закранула гэтыя землі, таму прадстаўнікоў пратэстанцкіх цэркваў сярод мясцовых людзей не было.

Пасля ўваходжання ў склад ІІ Рэчы Паспалітай на тэрыторыі Століншчыны актыўна сталі распаўсюджвацца розныя пратэстанцкія накірункі хрысціянства. Пратэстантызм адрозніваўся сваім распаўсюджваннем на Століншчыне тым, што большасць пратэстантаў на гэтай тэрыторыі першапачаткова былі праваслаўнымі. Тут узніклі такія цэрквы, як Евангельскія хрысціяне-баптысты, Евангельскія хрысціяне царквы Божай, Евангельскія хрысціяне-пяцідзесятнікі, Адвентысты сёмага дня.

Пратэстантызм прыйшоў на Століншчыну з тэрыторыі Заходняй Украіны. У час знаходжання часткі зямель Заходняй Украіны ў складзе Аўстра-Венгрыі тут з’явілася вялікая колькасць немцаў-каланістаў, якія прынеслі з сабою і распаўсюджвалі розныя пратэстанцкія накірункі хрысціянства. І ў хуткім часе на тэрыторыі Заходняй Украіны з’явілася вялікая колькасць пратэстанцкіх абшчын.

Пасля падпісання Рыжскага міру землі Заходняй Беларусі і Украіны знаходзіліся ў складзе Польшчы, і ў выніку міграцыйных працэсаў пратэстанты з’явіліся на тэрыторыі Столінскага павета. Гэта былі выхадцы з заходнеукраінскіх зямель, а таксама жыхары Століншчыны, якія ездзілі на заробкі на Украіну і прынялі там хрышчэнне.

Адной з першых на тэрыторыі павета ўзніклі абшчыны царквы Евангельскіх хрысціян-баптыстаў. Баптысты з’явіліся на тэрыторыі Столінскага павета ў 1922 годзе. Актыўным дзеячам баптыстаў быў Мікіта Вандзіч. Пад яго кіраўніцтвам былі закладзеныя першыя абшчыны баптыстаў у Столінскім павеце.

У 1922 годзе з’явіліся першыя абшчыны ў вёсках Манькавічы, Струга і Дубянец. Колькасць вернікаў у 1922 годзе ў Манькавічах была—39, Струзе — 14, Дубянцы — 6 чалавек.

Да канца 1920-х колькасць вернікаў у гэтых абшчынах павялічылася, з’явіліся новыя абшчыны.Так, ужо ў 1929 годзе ў Манькавічах пражывала 90 баптыстаў, у Струзе—57, Вікаравічах—19, Крушыне—12, Хотамелі—9, Варанях—14, Дубянцы—37, Магільным—4, Рублі—24. У 1924 годзе на тэрыторыі павета баптысты мелі два малітоўныя дамы: у Струзе і Манькавічах, а ў Дубянцы быў куплены дом, у якім вернікі збіраліся на малітву. У Варшаве на вул. Паўлоўскай, 34 знаходзілася цэнтральная сядзіба хрысціян-баптыстаў. У ... Читать дальше »
Просмотров: 1127 | Добавил: legionnair | Дата: 22.10.2010 | Комментарии (0)