Четверг
02.05.2024
21:29
Наш опрос
Как вы проводите свое свободное время?
Всего ответов: 534
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Поиск
Календарь
«  Февраль 2010  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
Погода
GISMETEO: Погода по г.Столин
Архив записей
Ucoz
Объявления

STOLIN.UCOZ.RU

Главная » 2010 » Февраль » 14

null

Сегодня Алесь НАВАРИЧ – один из самых заметных прозаиков поколения сорокалетних. Он автор сборников рассказов «Рябиновая ночь» и «Ночь поцелуев независимости». В прошлом году в журнале «Маладосць» (‹‹ 4-6) был напечатан его исторический роман «Литовский волк». За это произведение Алесь Наварич назван лауреатом специальной премии Президента Республики Беларусь в области художественной литературы.

Наш разговор с писателем начался с традиционного вопроса о его пути в литературу. 
Самый вкусный хлеб

– Студентом второго курса мединститута я попал на выставку художника Михаила Савицкого и написал несколько страниц своих воспоминаний о ней. Пришёл в газету «Лiтаратура i мастацтва». Молодая сотрудница похвалила заметки и сказала, что надо совершенствовать язык. Посоветовала читать Короткевича. А я в седьмом классе дважды прочитал его роман «Христос приземлился в Гродно» и был от него в восхищении. Тем более что тогда, кроме «Техники молодёжи», «Юного натуралиста», «Науки и жизни»,

я ничего не читал. А вот «Колосья под серпом твоим» прочитал после её подсказки. И странно, после «Христа...» они показались мне натужными, выдуманными. Может, если бы я прочитал их в седьмом классе... А двадцатилетнего студента, который только что проглотил «Воскресенье» и «Анну Каренину» Толстого, «Колосья» не впечатлили. Но это разочарование было первым толчком к намерению написать об этих же событиях что-то своё. От замысла до его воплощения прошло двадцать четыре года... А тогда я оставил мединститут и поступил на филфак университета. Серьёзно занялся языком. Мне очень мешал родной диалект. У нас нет дзеканья и цеканья, говорят «вовк». Это же Столинщина! Деревня Видибор... Да какой Видибор – Выдыбор! «Пыво пыв чы не пыв?»

За свою первую зарисовку в «ЛiМе» я получил 4 рубля 50 копеек, купил бутылку алжирского сухача и полбатона вареной колбасы. Восьмидесятый год! Угостил друзей по общежитию, отметил свой первый литературный заработок. Именно тогда я вычитал у Толстого «формулу людского счастья»: счастлив тот человек, который кормится любимым делом. Писательский хлеб мне показался самым вкусным. Ты фантазируешь, пишешь, получаешь наслаждение, а тебе за это ещё и деньги платят!

– От себя не хочешь что-нибудь добавить к этой толстовской формулировке?

– Люди всю жизнь ищут эту формулу счастья и не находят... Для меня счастье – сид ... Читать дальше »
Просмотров: 1198 | Добавил: stolin | Дата: 14.02.2010 | Комментарии (0)



Григорий Овсяник: в городе к началу войны вместе с беженцами из Польши скопилось более 12 тыс. евреев. Немцы организовали юденрат, во главе которого поставили еврея из Варшавы Бергера. Население гетто ежемесячно было обязано вносить налог по десять рублей с человека. Деньги прилагались со справкой о количестве еврейского населения на конец каждого месяца. Под угрозой физической расправы в кассу гебитскомиссара заставляли сдавать ценности и золото. 

Границы гетто проходили по улицам Полесской (от реки), Костюшко, Рыночной площади, Унии Люблинской и на запад к реке. В центре проходила ул. Набережная. Жизнь евреев была мучительной. Люди умирали от голода, болезней и холода. Продовольствие почти не поступало. Передать какую-то помощь можно было только через выходивших с рабочими колонными, да и то в таком количестве, чтобы спрятать в карманах. В погребе одного дома гетто сохранилась корова. Её кормили с рук и очень скудно, поэтому молока она давала мало. Молоко носили старику раввину Перлову, но потом раввина расстреляли. 10 сентября 1942 г. главу юденрата Бергера и его помощников вызвали в гебитскомиссариат и расстреляли. В гетто поняли, что это смертный приговор. На 11 сентября пришелся Судный день (Йом Кипур), одновременно это был крестьянский праздник "Головосек". На расстрел выводили партиями по тысяче человек. Всего набралось восемь партий. Колонны вели с ул. Набережной по ул. Полесской, затем на Рыночную площадь и далее по ул. Пинской к концу города. Колонна делала поворот направо и через поля двигалась к огромному котловану (300 м Х 100 м) и глубиной до 10 м. Котлован остался от довоенной поры, когда строили аэродром. С октября 1939 г. по июль 1941 г. его рыли советские заключенные под подземные ангары. 

К месту казни евреи шли семьями, держась за руки или положив, друг другу на плечи. Были случаи, когда старики падали на проезжей части и теряли сознание. Патруль, замыкавший шествие, волочил их к забору и добивал выстрелом в затылок. Рану на голове прикрывали одеждой или подолом платья. Трупы собирали на телеги и сбрасывали в котлован. На месте расстрела заставляли раздеваться до нага, аккуратно складывать одежду - в одно место, обувь - в другое. Потом спускали в котлован, укладывали головой вниз одного за другим, а солдаты СС ходили по телам и стреляли из автоматов. Были убиты две девушки, с которыми я был очень дружен - Хава Туркенич из Теребежова и Дора Фридман из Столина.

На месте погибли не все. Ночью из ямы вылезали раненые, в том числе маленькие дети. Они прятались в лесу на католическом кладбище по дороге в город, но их там находили и расстреливали. В пятой по счету колонне было много молодежи. Когда их вели перед заходом солнца, то многие бросились в рассыпную. Нужно было преодолеть расстояние в два километра в сторону урочища "Затишье". Началась стрельба. Часть убегавших осталась в поле, но многие скрылись. Когда немцы собирали трупы, они нашли убитого эсэс ... Читать дальше »
Просмотров: 1101 | Добавил: stolin | Дата: 14.02.2010 | Комментарии (1)