Фотография Михаил Зубей Д-Городок.
Исследователи неоднократно отмечали: в жилах городчуков смешалась и восточная, и западная, и даже южная кровь.
Пожалуй, есть капля и ятвяжской — не случайно же историк Адам Киркор сообщал, что в Давид–Городке некогда жил старейшина ятвягов.
Чтобы понять сегодняшних обитателей Давид–Городка, вспомним их предков, славных мещан, и прежде всего отметим то, что христианство восточного закона, обогащенное местными суевериями, вошло в душу, стало способом их жизни.
Татарская культура огородничества, еврейское искусство торговли, украинская песенность, польская хитрость, русская отчаянность и полесская медлительность, соединенные с белорусскими терпением и трудолюбием, и создали «городецкий» характер.
А еще помогла земля с водою: земли было мало, воды много — и горынской, и припятской, и иной другой; земля ценилась так высоко, что не пустовало и пяди, засевался каждый клочок, даже кусок улицы и то зачастую прирезался к огороду.
Старые люди молились на землю и говорили о ней, что это капитал, который не горит и не тонет; на горынскую воду молились тоже, когда приходили в Почаев, вблизи от Почаевско–Успенской лавры и начиналась родная река Горынь...
Бог, работа, люди, деньги, свои дети и тайна смерти — это прежде всего волновало городчуков, а еще тревожило то, что будет, — они очень хотели угадать свое будущее.
Главное, рассуждали, чтобы в будущем все оставалось по–прежнему!
Таков он, давний давид–городокский консерватизм...
Весною в своих огородах как под линейку выделывали железняками (род лопаты) ровнехонькие межи; помню, как баба Леся насмешливо оценила мою неумелую работу: «Зробiў мэжы, як дзэжы!»
Городчуки любили, чтобы все было «до вуранду» — это значит хорошо исполнено: и вскопано, и засеяно, и забороновано, и до последнего сорняка выполото, и до зернышка убрано, и хорошо продано...
И когда все получалось так, как хотелось, тогда довольный хозяин мог показать тремя пальцами правой руки — большим, указательным и средним, сложенными словно для молитвы, свой коронный жест, имитируя движение ложечки, которой он, весняник (весенний торговец), отмеривал цветочные семена и благодаря которой в семье завелись деньжонки.
«Нас вувала (вывела) ў людзi ложэчка!» — говорила тем временем хозяйка.
Да, похвалиться могли, но хвалились нечасто, предпочитали сдержанный стиль поведения и всегда избегали «дзiволюду».
Поясню, что это такое.
Когда человек по своей или не своей вине оказывался в неудобной ситуации и на него в это время смотрели («дзiвiлiса») люди, тогда это явление и называлось «дзiволюдом».
Человек диволюдный — все равно что нескладный, неуклюжий человек, поэтому одно из основных правил Давид–Городка: «Нi робi дзiволюду!»
Здесь следует напомнить о том, что давид–городокские правила вскормлены патриархатом — мужчина в семье главенствовал
...
Читать дальше »