Суббота
23.11.2024
11:29
Наш опрос
Как вы проводите свое свободное время?
Всего ответов: 534
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Поиск
Календарь
«  Февраль 2010  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
Погода
GISMETEO: Погода по г.Столин
Архив записей
Ucoz
Объявления

STOLIN.UCOZ.RU

Главная » 2010 » Февраль » 03

Фотография Михаил Зубей Д-Городок.

Исследователи неоднократно отмечали: в жилах городчуков смешалась и восточная, и западная, и даже южная кровь.

Пожалуй, есть капля и ятвяжской — не случайно же историк Адам Киркор сообщал, что в Давид–Городке некогда жил старейшина ятвягов.

Чтобы понять сегодняшних обитателей Давид–Городка, вспомним их предков, славных мещан, и прежде всего отметим то, что христианство восточного закона, обогащенное местными суевериями, вошло в душу, стало способом их жизни.

Татарская культура огородничества, еврейское искусство торговли, украинская песенность, польская хитрость, русская отчаянность и полесская медлительность, соединенные с белорусскими терпением и трудолюбием, и создали «городецкий» характер.

А еще помогла земля с водою: земли было мало, воды много — и горынской, и припятской, и иной другой; земля ценилась так высоко, что не пустовало и пяди, засевался каждый клочок, даже кусок улицы и то зачастую прирезался к огороду.

Старые люди молились на землю и говорили о ней, что это капитал, который не горит и не тонет; на горынскую воду молились тоже, когда приходили в Почаев, вблизи от Почаевско–Успенской лавры и начиналась родная река Горынь...

Бог, работа, люди, деньги, свои дети и тайна смерти — это прежде всего волновало городчуков, а еще тревожило то, что будет, — они очень хотели угадать свое будущее.

Главное, рассуждали, чтобы в будущем все оставалось по–прежнему!

Таков он, давний давид–городокский консерватизм...

Весною в своих огородах как под линейку выделывали железняками (род лопаты) ровнехонькие межи; помню, как баба Леся насмешливо оценила мою неумелую работу: «Зробiў мэжы, як дзэжы!»

Городчуки любили, чтобы все было «до вуранду» — это значит хорошо исполнено: и вскопано, и засеяно, и забороновано, и до последнего сорняка выполото, и до зернышка убрано, и хорошо продано...

И когда все получалось так, как хотелось, тогда довольный хозяин мог показать тремя пальцами правой руки — большим, указательным и средним, сложенными словно для молитвы, свой коронный жест, имитируя движение ложечки, которой он, весняник (весенний торговец), отмеривал цветочные семена и благодаря которой в семье завелись деньжонки.

«Нас вувала (вывела) ў людзi ложэчка!» — говорила тем временем хозяйка.

Да, похвалиться могли, но хвалились нечасто, предпочитали сдержанный стиль поведения и всегда избегали «дзiволюду».

Поясню, что это такое.

Когда человек по своей или не своей вине оказывался в неудобной ситуации и на него в это время смотрели («дзiвiлiса») люди, тогда это явление и называлось «дзiволюдом».

Человек диволюдный — все равно что нескладный, неуклюжий человек, поэтому одно из основных правил Давид–Городка: «Нi робi дзiволюду!»

Здесь следует напомнить о том, что давид–городокские правила вскормлены патриархатом — мужчина в семье главенствовал ... Читать дальше »

Просмотров: 1182 | Добавил: stolin | Дата: 03.02.2010 | Комментарии (0)