И архивы, как известно, не все знают. Например, кто и когда получил в Пинске первую почтовую корреспонденцию. Сведения имеются лишь с середины XVIII столетия и о том, что отправить письмо из Пинска в Столин, расстояние между которыми было всего 15 миль (1 миля — 7,798 километра), необходимо было посылать письма через почтовую станцию в Гродно, а это 60 миль в одну сторону. Другие почтовые станции — в Вильно и Ровно — были размещены еще дальше. Поэтому жители повета в конце 80-х годов XVIII века обратились в местный сеймик с просьбой о реорганизации и улучшении почтовой службы на Пинщине.
28 марта 1791 года Гражданско-воинская комиссия Пинского повета приняла постановление, в одном из пунктов которого и вошла жалоба жителей повета на неудобства окружных путей движения почты, что сдерживает отношения между людьми — торговцами, купцами, государственными чиновниками и так далее. Из-за плохой работы почты срываются сделки, опаздывают новости... Комиссия направила это постановление послам Пинского повета в Сейм в Варшаве и обратилась к ним с просьбой, чтобы послы просили директора почты о изменении маршрута движения почты в Пинском повете.
Исполняющий свои обязательства перед согражданами, возложенные на их в сеймике, послы в Варшаве составили посольское предложение о реорганизации почты на Пинщине и в апреле 1791 года вручили его пану Дедушицкому, писарю ВКЛ, генералу почт края. В посольском предложении шел разговор о регулировании движения почты из Варшавы в Пинск, из Пинска в Столин — как город, который имел до того времени свой сеймик, а также в будущем продлить почтовые пути из Столина до Ровно, а из Пинска до Слонима.
Особенное внимание в проекте было уделено новым почтовым трактам и станциям. Чтобы связать Пинск с Варшавой, авторами проекта был предусмотрен почтовый тракт Варшава — Брест-Литовский — Пинск с указанием размещения почтовых станций. Однако, осуществить этот интересный и нужный проект для пинской почты не удалось.
Пока не найдено никаких архивных документов, которые рассказывали бы о развитии почты на Пинщине в начале XIX века. Хотя известно, что больших изменений почтовая связь на Пинщине не пережила. Согласно данным Минского статистического комитета за 1870 год, "относительно сухопутного почтового сообщения в Пинском уезде сказать хорошего мало”. Почтовых дорог на Пинщине в то время было только 2 — это почтовые тракты из Пинска в Ровно, и дорога до Московско-Варшавского шоссе. На Ровенской дороге было построено пять почтовых станций. За 2 версты от Пинска в деревне Дубое почтовая станция имела 11 коней, 5 экипажей при 5 ямщиках и при одном станционном смотрителе.
На почтовой дороге до Московско-Варшавского шоссе, по данным статистического комитета, были 4 почтовые станции. За 20 верст от Пинска в деревне Иванисовка было 9 коней, 4 ямщика и 4 экипажа и станционный почтовый дом. Дальше почтовые станции с такой же численностью ямщиков, коней и повозок были в населенных пунктах Лыще, Бобрик и Хотеничи (Хотыничи). В самом же Пинске на почтовом дворе было 12 коней, 5 экипажей при 5 ямщиках.
Источник:pinskhistory.by.ru Картинка с сайта:Realto.ru
|