Вторник
07.05.2024
11:59
Наш опрос
Как вы проводите свое свободное время?
Всего ответов: 534
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Поиск
Календарь
«  Февраль 2010  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
Погода
GISMETEO: Погода по г.Столин
Архив записей
Ucoz
Объявления

STOLIN.UCOZ.RU

Главная » 2010 » Февраль » 17 » Тайна Старой Буды
19:20
Тайна Старой Буды

В Столинском районе установлено предположительное место, где захоронены участники национально-освободительного восстания 1863-1864 годов, погибшие вблизи имения Колодное в ходе столкновений отряда повстанцев под командованием Ромуальда Траугутта с регулярными войсками царской России.

До сих пор это являлось тайной, над которой долгое время ломали головы краеведы. Да, последний бой повстанцы после неудавшегося соединения с волынскими отрядами приняли в лесу у нынешней деревни Колодное. Когда Пинское Полесье находилось в составе Российской империи, а также в советский период, данная тема всячески замалчивалась. В польское время на том месте стоял крест, напоминавший о знаменательных событиях. Лишь в начале восьмидесятых годов минувшего столетия историческая правда скромно прописалась в здешних краях. На месте последнего боя появился памятный знак из мраморной крошки, на котором выбита дата - «1863». Несколько лет назад рядом с ним установили крест с распятием.

В окрестностях Колодного отряд повстанцев из Кобринского, Брестского и Пружанского уездов под командованием отставного подполковника Ромуальда Траугутта, куда перед походом на Волынь влились их единомышленники из Брестского уезда под предводительством Яна Ваньковича, отразил несколько неожиданных атак противника. У повстанцев погибло, по меньшей мере, семь человек. Где их похоронили, мало кто знал. Колодное в то время еще не было деревней, здесь располагалось имение рода Скирмунтов, незадолго до этого проданное дворянину Осипу Глебовичу. А потому непосредственных очевидцев тех событий осталось немного. Отряд, разделившись наполовину, отступил и некоторое время скрывался в окрестных лесах. В продвижении на Пинск (именно сюда лежал его дальнейший путь) предстояло преодолеть реки Припять и Стырью. Для отряда в несколько сотен человек сделать это незаметно было весьма проблематично. По приказу своего командира повстанцы разделились на десятки и выходили из окружения малыми группами. Впоследствии Ромуальд Траугутт с помощью писательницы Элизы Ожешко уехал в Варшаву. Но в 1864 году был арестован и казнен. Похожая судьба ожидала и его товарищей по оружию.
После подавления восстания сослали в Сибирь последнего на тот момент владельца имения Колодное Осипа Глебовича, оказывавшего всяческую поддержку повстанцам. Прежние хозяева фольварка, известная художница и скульптор Гелена Скирмунт и ее супруг Казимир, ведшие переписку с Ромуальдом Траугуттом, также оказались в ссылке и лишились своего имущества. Дом и земли дворянина Глебовича стали собственностью барона Гартинга, а затем перешли Минскому поземельному банку. Двадцать лет они сдавались в аренду, а потом их выставили на продажу. Осенью 1888 года хозяевами здешних мест стали крестьяне из Новогрудского уезда, сообща купившие имение в кредит и основавшие ныне существующую деревню.

С тех пор прошло 120 лет. И вот совершенно случайно во время разговора с бывшим директором местной школы Михаилом Михайловичем Корсеко, многие годы занимающимся написанием истории Колодного, житель деревни Николай Захарович Коледа сообщил ему, что знает, где похоронены повстанцы. 

Сейчас здесь открытая, хорошо просматриваемая со всех четырех сторон местность. А раньше тут простиралось непроходимое болото, среди которого имелись небольшие островки, густо поросшие кустарником. На одном из них под названием Скопец, по утверждению Коледы, и покоится прах повстанцев. Столь ценные для истории сведения он получил еще в детстве от матери. А она, в свою очередь, от кого-то из старшего поколения. 

Говорят, самую первую информацию о названиях урочищ и границах лесных угодий переселенцам давал бывший лесник опального владельца имения Колодное. Вполне возможно, что он, как доверенное лицо своего господина, имел контакты с повстанцами, более того - указал им место, где можно было бы укрыться от преследования царских войск.

Сам Николай Захарович из семьи переселенцев. Еще до его рождения родители переехали из Колодного на хутор, появившийся на месте выкорчеванного леса. Здесь и прошло детство Коледы. Накануне нашей встречи он по памяти нарисовал карту, на ней обозначил все урочища, лощины и островки, где когда-то ходил пацаном. Вышеупомянутый Скопец находился в пятистах метрах от их хутора. 

Вместе с Михаилом Корсеко и Николаем Коледой мы побывали на Скопце. На небольшом острове двухметрового кургана, именно таким помнит Николай Захарович место захоронения, уже нет. Его срезали в ходе мелиорации. А вот глубокая лощина, широким кольцом окружавшая остров, сохранилась по сей день. И она такая здесь не одна. Данная местность раньше была полностью изрезана лощинами. Пока мы добирались к интересующему нас объекту, довелось пересечь их целых три. Сейчас здесь можно пройти в ботинках. А 145 лет назад эту местность заполняла вода. Потому без крайней нужды посторонние люди сюда не заглядывали. Неудивительно, что именно здесь, в буданах, скрывались повстанцы. Кстати, ближайшее от Скопца урочище - Старая Буда, что указывает на происхождение названия. 

По преданию, кроме здешнего помещика повстанцам помогал один еврей - хозяин корчмы, которая находилась неподалеку, у дороги Колодное-Овсемирово. О дальнейшей судьбе этого человека ничего не известно. Именно от места, где в старину стояла корчма, мы в этот день и направлялись к Скопцу. В общем, все сходится. 

Конечно, полностью подтвердить информацию Николая Коледы может только исследование грунта на месте предполагаемого захоронения повстанцев. С тем чтобы участникам национально-освободительного движения на Беларуси отдать положенные им почести. 

Павел Куницкий

Источник:Вечерний Брест

Просмотров: 1526 | Добавил: stolin | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: