Пятница
26.04.2024
00:36
Наш опрос
Как вы проводите свое свободное время?
Всего ответов: 534
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Поиск
Календарь
«  Апрель 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930
Погода
GISMETEO: Погода по г.Столин
Архив записей
Ucoz
Объявления

STOLIN.UCOZ.RU

Главная » Архив материалов

Для многих из нас лето – пора каникул и отпусков, чемоданных настроений и горящих путевок. Но только не для археологов. Для них летом все только начинается, а заканчивается лишь поздней осенью. Даже свой профессиональный праздник – День археолога, отмечаемый 15 августа, – многие представители этой профессии встретят в поле.

Мы решили выяснить, какие объекты в Брестской области археологи исследовали этим летом и собираются исследовать в обозримом будущем.

Древнее поселение в урочище Хабища, близ Давид-Городка

Раскопки здесь начались еще в 1989 году, позже были на время прекращены и возобновились в 2005 году. Тогда же были найдены уникальные материалы I – начала II века н. э., а также культовое сооружение – языческое капище. Материалы раскопок в урочище Хабища являются связующим звеном между пражской (славянской) культурой и предшествующей зарубинецкой. В настоящее время необходимо очертить границы древнего поселения. На объекте работают ученики Давид-Городокских школ под руководством сотрудника института истории НАН Беларуси Анны Николаевны Белицкой.

Первобытные стоянки человека, Ивановский район Мотольско-Тышковичский регион исследовался еще в 60-е годы русским академиком Исаевым. Тогда здесь было найдено 12 стоянок первобытного человека. На сегодняшний день выявлено уже более 35 поселений каменного и бронзового веков. Основные усилия нынешним летом были направлены на поиск древностей железного века и средневековья, были найдены орудия труда каменного, бронзового, железного веков, а также наконечники стрел, скребки для обработки шкур, ножи, скребла, резцы, фрагменты лепной посуды. Раскопки проходили под руководством ведущего научного сотрудника НАН Беларуси Алены Калечиц.

Материалы раскопок выставлены в Мотольском музее народного творчества. Также в областном краеведческом музее создается новая экспозиция по материалам одного из исследуемых участков – урочища Гора.

Археологические памятники на территории Беловежской пущи

В 2007 году на территории Беловежской пущи велись археологические разведки. По итогам работы составлен каталог памятников, находящихся на территории и у границ пущи: около 50 памятников от палеолита до железного века и раннего средневековья.

В июле-августе 2010 года экспедиция Института истории НАН Беларуси исследовала археологические памятники, попавшие в зону строительства обводной дороги вокруг Беловежской пущи. Наиболее масштабные раскопки велись в районе д. Столповиски Каменецкого района. Здесь было сделано несколько интересных находок, свидетельствующих о том, как шло заселение территории во времена от 10 тыс. лет до н. э. до конца 1 тысячелетия до н. э. Сейчас идет исследование памятников, которые были открыты в 2007 году возле деревень Большое и Малое Селище, Каменюки. Руководят раскопками научны ... Читать дальше »

Просмотров: 984 | Добавил: stolin | Дата: 09.12.2010 | Комментарии (4)


Источник изображения:www.gymn42-istoria.narod.ru
Просмотров: 830 | Добавил: stolin | Дата: 07.12.2010 | Комментарии (2)

Путешествие с Леонидом Дранько-Майсюком.

Путешествие вместе с литераторами по местам, где прошло детство каждого, по нашей родной Беларуси...

 

Посвящаю Брезовским — Николаю Павловичу, Ивану, Татьяне, Григорию, Раисе, Миколе и Сергею.


В 1937 году во время раскопок замчища в Давид–Городке была найдена детская игрушка — деревянная лодочка, это, в сущности, самая давид–городокская находка, потому что лодка — основной символ Давид–Городка.


Меня могут поправить: солнце — основной символ Городка, не случайно же городчуки любили короновать свои жилища сосновыми «солнечными лучами»!


Это так, в городе часто можно видеть знак солнца, но не только солнца; жилые строения делятся на построенные «домом» и построенные «хатой» (речь не о новомодных коттеджах) — так вот, на фронтоны домов помещали солнце, а на фронтоны хат — крест.


С некоторого времени такая традиция в местном зодчестве вошла в моду, люди с ней свыклись, о ее видимой символике особо не задумываются, поэтому не стоит из этого делать вывод, что в домах жи ... Читать дальше »

Просмотров: 1025 | Добавил: stolin | Дата: 07.12.2010 | Комментарии (2)


А да кнігі "Давыд-Гарадок. Час і людзі” прадмову напісаў археолаг Пётр Лысенка, які назваў мясцовага даследчыка "Герадотам Палескага краю”. Чытаю з тае прадмовы: "Невялічкі Давыд-Гарадок падараваў беларускай культуры паэта Леаніда Дранько-Майсюка, пісьменнікаў Георгія Марчука і Уладзіміра Глушакова, пісьменніка, кінарэжысёра і сцэнарыста Міхаіла Шэлехава (дарэчы, сына Міхася Уладзіміравіча Шэлехава) і мастака Уладзіміра Уродніча, скульптара Аляксандра Дранца, народнага скульптара малых формаў Уладзіміра Казелку. Цяпер да ліку славутых землякоў давыдгарадоццы з поўным правам могуць далучыць і свайго земляка — гісторыка Міхаіла Шэлехава, свайго, мясцовага Герадота і летапісца…” Падрабязна расказваючы пра гістарычныя вехі Давыд-Гарадка, Міхась Уладзіміравіч мала спыняецца на лёсах ураджэнцаў палескай старонкі. Гэта ўвогуле і зразумела, бо краязнавец мяркуе зрабіць працяг даследавання. І тады ўжо, спадзяёмся, чытач адкрые перад сабою многія цікавыя і адметныя біяграфіі землякоў. А людзі ж тут і сапраўды павінны нараджацца асаблівыя, да навук і мастацтва схільныя. Як жа іначай можа здарыцца ў горадзе, перапоўненым кветкамі?! Вось і ў Міхася Шэлехава чытаем пра родную старонку: "Здавён пераходзіць з пакалення ў пакаленне ў Давыд-Гарадку нейкая дзіўная, паўднёвая любоў да гародніны, кветак, да раскошы зямлі. Ды і самі сядзібы ў гарадчукоў — узор практычнасці і высокай культуры.

Умельства ў гарадчукоў не тутэйшае. Адкуль яно? Першае, што прыходзіць у галаву — гэта ўплыў Захаду, ад рыцарскай культуры Еўропы, якая ў эпоху Рэнесансу засадзіла замкі і манастыры багатымі садамі і кветнікамі. Культ ружы быў у Еўропе выключна высокім, Рыцары Пунсовай і Белай Ружы біліся ў войнах не адно дзесяцігоддзе.

Але ж захапленне кветкамі ў Еўропе таксама не тутэйшае — вырошчваць сады і кветкі навучылі еўрапейцаў маўры (арабы): спачатку Іспанію, а потым і іншых.

Давыд-Гарадок — адзіны кветкавы горад у рэспубліцы. Ад гарадчукоў і суседнія вёскі навучыліся кветкаваму "рамяству”.
Кветкі ў Гарадку — не тутэйшыя. Як і ў Іспаніі без маўраў, так і тут без уплыву гасцей не абышлося. Толькі ў Давыд-Гарадку ўсё было куды прасцей. 

Гэтаму умельству навучылі гараджан Давыд-Гарадка далёкія і нечаканыя госці — крымчакі з сонечнай Таўрыі, якія сталі для некаторых жыхароў і продкамі, даўшы ім сваю кроў, свой характар і сваё прозвішча. І той, хто, падчас жартуючы, назаве гарадчука татарынам, мае рацыю: нярэдка і сёння тут можна сустрэць смуглявую прыгажуню з паўднёвым абліччам…” І ў назвах твораў пісьменнікаў, якіх выпеставаў-выгадаваў Давыд-Гарадок, прысутнічае кветкавая біяграфія радзімы. Уладзімір Глушакоў напісаў аповесць "Насенне”. Георгій Марчук — раман "Кветкі правінцыі”. Учытаемся ў назвы вершаў Леаніда Дранько-Майсюка — "Я ведаю цябе ад хрызантэ ... Читать дальше »
Просмотров: 1074 | Добавил: legionnair | Дата: 02.12.2010 | Комментарии (2)

Вчера вечером мой двоюродный брат присылает мне фотографию странную. На фотографии изображен какой-то старый чертёж-план, с пометками. Разрешение и файла было маленькое, поэтому я запросил у брата ссылку на сайт, где он это нашел. Сайт оказался американским аукционом.
Обидно стало, что документ который уникален для города находиться в Америке, а тем более распродается на аукционе.
Прикрепления: Картинка 1
Просмотров: 771 | Добавил: salo | Дата: 01.12.2010 | Комментарии (7)

Просмотров: 854 | Добавил: stolin | Дата: 22.11.2010 | Комментарии (0)


Василий МАТВЕЕВ, «Р»
Замковая  гора  в  Давид-Городке  до  сих  пор  не  открыла  историкам  всех  своих  тайн

Этот древний город встретит вас без суеты. Сплошь уставленные деревенскими домиками улочки: их здесь большинство. В каждом дворике – царский палисадник, в каждом огороде – маленький цветочный базар. Всюду – тихая «музыка» размеренности и покоя, которая вводит в заблуждение непосвященных. Но стоит пройти от окраины до центра – и история настигнет вас, как речная волна своевольной Горыни. Вас накроет с головой событиями 7—10-вековой давности. 

Центральная площадь. Железный князь-воин железным взором смотрит поверх домов – туда, где течет Горынь. Острый подбородок и острое копье в руке – внук Ярослава Мудрого, один из Рюриковичей, Давид Игоревич никогда не был былинным героем. Скорее, наоборот. Лишенный русскими князьями наследной отцовской земли на Волыни, он вошел в историю своим коварством, необузданным нравом, корыстолюбием и междоусобными войнами. Землю в итоге получил, но совсем не ту, о которой мечтал. Здесь, в Погорынье, ему суждено было основать город, который вот уже 908 лет хранит в своем названии его имя. Городок. Городок Давыдов. Давид-Городок. 

Сто метров от площади влево – и указатель выводит к Замковой горе. Вот тут когда-то был въезд в замок и подъемный мост. А тут ров, давно засыпанный. Под моими ногами хрустят камни оборонительного вала Верхнего замка 11—12-го века, с которого хорошо видна пустынная Горынь. Сейчас река не очень широка: за прошедшие столетия она заметно обмелела и отошла от горы на добрых сто метров. А было время — волны ожесточенно бились о склоны замчища. Рядом была пристань, а позже и судоверфь. Жизнь не знала остановок ни днем, ни ночью. 

— По реке проходила важнейшая магистраль ... Читать дальше »

Просмотров: 991 | Добавил: stolin | Дата: 22.11.2010 | Комментарии (0)

Неврида! Таинственная страна первобытных лесов, непроходимых болот и синих озер. В начале II тысячелетия до н.э. именно здесь забился один из древнейших, если не самый первый, родник славянской жизни. Медленно, величаво несут свои воды Западный Буг, Припять, Нарев, Горынь, Стырь, Случь, Ясельда, Стоход, Турья, Цна, Ствига, Лань и еще сотни рек и речушек и тысячи ручейков. Всех и не перечислишь. Также неторопливо текли столетие за столетием в этом нетронутом краю. 
Нетронутым потому, что исконно обитавшие здесь праславяне будто слились с природой, растворились в ней. Пуще того — сроднились. Недаром у рек Невриды такие глубоко славянские названия. Для чужеземца тамошние пущи — беспросветная темень и непролазный бурелом. Для невра же, жителя Невриты (Волыни и Западного Полесья), — родной дом с множеством трон и тропинок. И не спутаны эти дорожки в безнадежный клубок. Каждая из них ведет то к небольшому деревянному граду, то к укрытым среди ив речным челнам, то к засеянной злаками лесной поляне, а то к медвежьему логову или волчьей норе. 

Невридой назвал этот волшебный край древнегреческий историк Геродот. Сам он до столь северных широт не добрался. Но много наслышался о чудесах, творившихся в земле невров. Например, скифы Северного Причерноморья взахлеб рассказывали ему о том, что один раз в год каждый невр превращается на несколько дней в волка, а потом снова принимает человеческий облик. Серый волк, верный друг Ивана-царевича, пришел в наши сказки из таинственной Невриды. Случайно ли воображение скифов и греческих торговцев рисовало картины фантастических превращений тамошних праславян в диких зверей? Или за красивой легендой скрывается нечто большее? Вот послушайте повесть о борьбе лесных невров со скифскими набегами, тогда узнаете. 

Невры, или племена милоградской культуры, известны с рубежа II и I тысячелетий до н.э. Когда-то из заселенного ими Полесья вышел прародитель всех славян Таргитай и привел своих людей на Средний Днепр. От него пошли чернолесские племена, что смело двинулись из лесных чащ на юг и освоили плодородную лесостепь Восточной Европы. Вскоре там возникли сколотские "царства”. Одновременно с продвижением в полуденные страны другая часть праславянских племен продолжала расселяться на закат солнца от Полесья. И в конце концов достигла Янтарного берега. 

Так самые сильные праславянские племена ушли на запад и на юг, расширив пределы своей древней прародины. А другие роды, у которых сильных мужчин-воинов было поменьше числом да медного и бронзового оружия не хватало(все больше каменные топоры), остались на берегах Западного Буга, Нарева и Припяти с ее притоками. Вот этот край Геродот и назвал позже Невридой. 

В I тысячелетии до н.э. Неврида была мостом, связывающим воедино две могучие ветви славянской прародины — луж ... Читать дальше »
Просмотров: 2699 | Добавил: stolin | Дата: 22.11.2010 | Комментарии (0)


О жизни — за кругом Пинских болот — знать не желает полещук. Живет он в мире сказочных вымыслов, баснословных, причудливых, и почти не считается с миром «людей звычайных», и верит в силу волшебных заклинаний и колдовского цветка так же бесхитростно и свято, как его далекие предки. Полесские поверья и предания — такие же страшные и таинственные, как полесские дубравы, такие же дикие и угрюмо-красивые, как цветы, вырастающие из глубины их ржавых трясин.

Старый Бондарчук знает много таких преданий, и я обрадовался случаю вступить с ним в беседу. 

Боязливо раскинув руки, Бондарчук со вниманием долго присматривался к мелькающим теням на земле и вдруг выхватил нож из-за голенища. [413] 

— Что ты делаешь? — удивился я. — Разве ты не слыхал о летающих цеппелинах? 

Старик лениво вскидывает глаза на меня и говорит вялым голосом: 

— По-вашему так, а по-нашему — Хут! 

— Что за Хут такой? Ты объясни, — пристаю я к нему. 

И на своем болотно-дремучем языке он длинно и живописно рассказывает мне мрачную историю. Лунной ночью, осыпанная золотом и алмазами первобытных слов, эта дикая полесская сказка показалась мне древним сокровищем, мудрой тайной, затонувшей в Пинских болотах. Но мои прозаические чернила, я знаю, бесследно смыли с нее и дикий болотный аромат, и яркую болотную роспись. Потому что в памяти моей сохранилось только простое — «звычайное» только — содержание этой причудливой сказки. 

— Давно гето дзеилося, — начал торжественно старик. — Ох, давно... От старых людзей я чув, а стары людзи лгаць не будут... Значитца праувда была... Старые полещуки давным-давно уже знали, что существует такой таинственный зверь на свете — по имени Хут. Зверь тот не водится ни в лесах, ни в болотной трясине, а родится от злой человеческ ... Читать дальше »
Просмотров: 1340 | Добавил: legionnair | Дата: 30.10.2010 | Комментарии (0)


Вёска Беражное, Столінскі раён, Брэсцкая вобласць. Гэтая вёска стаіць на беразе рэчкі Гарынь, таму і завецца так, што стаіць на беразе. Сама гэтая рэчка пачынаецца на Украіне, яе працяжнасць 659 км, упадае яна ў Прыпяць, а там – у Дняпро і Чорнае мора. Так што, людзі маглі сюды прыйсці з Чорнага мора, а можа, нават, і з Дунаю. 

У летапісы Беражное патрапіла ў 1508 годзе. Належыла яно на той час пінскаму і дывыдгарадзецкаму князю Фёдару Яраслававічу. У 1508 годзе ён піша грамату, якая захавалася ў архівах па сённяшні дзень. У ёй сказана, што ён разам са сваёй княгіняю жалуюць сяло Беражное Алешу Пятровічу. З таго часу Беражное належыла гэтаму слаўнаму роду аж 4 стагоддзі.

Прозвішча сваё Алешы атрымалі ад заснавальніка роду Аляксандру. Звалі Алешу Аляксандр, але мянушка Алеша прыжылася, таму што ў дзяцінстве яго звалі ласкава «Алеша». Гэты Аляксандр, заснавальнік роду, быў жанаты з Аленай з роду Макасей. У іх нарадзіўся сын Хведар. Ён стаў сакратаром у самаго караля Казіміра. Хведар быў жанаты з Ганнай Астражэўскай і ў іх нарадзіўся сын Пятро, які стаў легендай усяго роду Алешаў.

Калі на ВКЛ напалі крымскія татары, то Пятро разам з астатнімі мазырскімі хлапцамі выступіў на бой з татарамі і разам з імі змагаўся, біўся. Але быў паранены і патрапіў у палон. Крымскі пан убачыў, які добры ваяка Алеша і захацеў, каб той перайшоў на яго бок і адрокса ад хрысціянства. Пятро наадрэз адмовіўся. Калі яго вялі на смерць, ён ускрыкнуў: «Усе мы не памром». Гэтыя словы сталі дэвізам усяго роду Алешаў.

Напачатку Алешы былі праваслаўнымі, потым уніятамі, а пасля сталі каталікамі. Які першы храм яны тут пабудавалі – не вядома. У 1884 годзе ў Беражном паўстала царква. З’яўленне гэтай царквы вельмі цікавае.

Фёдар Рыгоравіч Савіцкі, жыхар вёскі:
Была вёска за ракою, там стаяў храм, жылі людзі. Адзін дзядька захварэў і анямеў. Яму нехта падказаў, каб ён падпаліў царкву і тады вернецца да яго голас. Ён так і зрабіў. Жыхары вёскі думалі, што рабіць. І вырашылі купіць царкву ў суседняй вёсцы і перавезці ў Беражное. Сталі дабудоўваць, так і стаіць царква.

Ёсць тут вёска Беражное, ёсць Старое Беражное, а ёсць і новае Беражное. Гэтае Новае Беражное знаходзіцца ў кіламетры ад вёскі. Заснаваў яго дванадцаты з уладальнікаў Беражнога – Антоній-Цэзар Алеша. Ён служыў у расійскім войску, быў афіцэрам. Калі пайшоў у адстаўку, т ... Читать дальше »
Просмотров: 1133 | Добавил: legionnair | Дата: 30.10.2010 | Комментарии (0)

« 1 2 3 4 5 ... 25 26 »